В конце недели в Белграде на заседании совета министров ОБСЕ была принята Декларация, согласно которой Приднестровью предлагается специальный статус в составе Молдовы.
В документе также подчёркивается, что «мирный процесс в регионе возможен только при условии сохранения территориальной целостности РМ». В интервью ИА «Новости Приднестровья» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Василий Каширин подчеркнул, что подобные заявления в Приднестровье не должны воспринимать всерьёз, они носят лишь декларативный характер.
«Меняется председательство в ОБСЕ, оно переходит от Сербии к Германии. В каком-то смысле предыдущему председателю нужно было отчитаться о результатах своей деятельности, в том числе на приднестровском направлении, которое было объявлено одним из приоритетов для ОБСЕ в целом и сербского председательства. А как известно, ни малейших успехов ни в политическом урегулировании, ни в решении социально-экономических проблем (между Приднестровьем и Молдовой. – Прим. ред.) достигнуто не было. Поэтому и прозвучала данная декларация, которая ничего нового не привнесла в повестку», – убежден российский эксперт.
По мнению Василия Каширина, самым разумным было бы и для России, и для Приднестровья «специально на данную декларацию никак не реагировать. Поскольку уже не раз уже звучала официальная позиция и Москвы, и Тирасполя» по вопросу урегулирования молдо-приднестровского конфликта. «Как известно, на формально–юридическом уровне устами дипломатов Россия признает территориальную целостность РМ. При этом мы знаем и позицию Президента РФ, неоднократно озвученную им, что только приднестровцы сами могут решить судьбу своей республики», – обратил внимание эксперт.
Он отметил, что в Молдове сейчас нет дееспособного правительства. Поэтому говорить о том, что Молдова «готова к какому-то диалогу, выработке новых правил игры или к предоставлению нового статуса Приднестровью, которое могло теоретически устроить, об этом говорить просто не приходится».
«Угроза безопасности Приднестровья исходит не из подобных деклараций. Тем более, что ОБСЕ сейчас переживает непростые времена в плане своего целеполагания. Для многих все менее понятна необходимость её существования», – заключил Василий Каширин.