1.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Где в Тирасполе купить гаванские сигары?

Мы на Базарной улице. Самое время зайти в табачный магазин. А потом? Может, в цирюльню? В мясную лавку или в булочную за кренделями? Базарная – это нынешняя Свердлова. Времена поменялись, а памяти – лишь крупицы, фрагменты.


Однажды Андрей Петков шел по этой улице. Запомнил дату, когда все произошло, – 2 ноября прошлого года. На одном из исторических зданий обновляли фасад, и он увидел под демонтированными панелями фрагменты надписей. По шрифту понял, что это явно не новодел – они относятся к периоду Российской Империи. Реставратор тут же сообщил о находке рабочим. У тех же был план работы, но Андрею удалось убедить подрядчика в необходимости сохранить надписи.

Во второй половине XIX века в этом здании находилась городская управа (возможно, она располагалась здесь и раньше, но это нужно доказать). Управа, как и городская дума, размещалась на втором этаже, а первый занимали другие учреждения: банк, полицейское управление, рядышком – пожарное депо. Здесь же была дозорная башня, с которой часовой следил за городом. Увидев в какой-либо части города пожар, он тут же сигнализировал команде. Горожане слышали звон колокола, а команда выезжала на подводах на тушение.

Имен деятелей тех лет история практически не сохранила. Уважаемым в городе человеком был Семен Тимченко. До избрания в городские головы, состоявшегося в 1890 году, Семен Павлович служил секретарем думы, директором банка, членом городской управы и заступающим городского головы. За время его участия в управлении городом в Тирасполе были сооружены первый водопровод и дамба, устроены два парка, дома для двух народных училищ, воскресные школы и общественные библиотеки.

Об истории этого периода увлеченный ею Андрей Петков говорить любит, и говорит со знанием дела. По образованию он художник, также получил навыки реставратора.

Совмещает приятное с полезным – это не только забота о культурном наследии, но и его любимое дело. Также он руководит общественным движением «Достояние», которое занимается урбанистикой и городской историей. Пока мы общаемся, прохожие с интересом осматривают проступившие под рукой реставратора необычные буквы, задают вопросы. Подошел Артем Мазур, которого многие знают как вокалиста группы «Ланжерон». Мало кто сейчас помнит, что он по образованию архитектор, так что человек не случайный. Может быть, посвятит этому событию новую песню?

Вернемся в прошлое, на стык XIX и XX века. Юг, Херсонская губерния, известная табачными плантациями. За Тирасполем тоже находились поля, работала табачная фабрика. Но сведений о том, что в здании управы находился табачный магазин, не было. Вывеска же подарила нам еще один фрагмент истории Тирасполя. Вообще табачных фирм в городе было много, а магазин, судя по всему, был богатым, даже солидным. В рекламе тоже толк знали: на вывеске пишут о продаже «рижскихъ папиросъ» и «гаванскихъ сигаръ». Представляю этого почтенного господина, наверное, местного землевладельца, который отправляет слугу за гаванской сигарой.

Хотя мало ли, может, они не были чем-то элитным, и их мог позволить себе любой клерк.

Сейчас нахождение табачной лавки в правительственном здании выглядит диковато.

Если вспомнить, что реклама курения не в чести, так тем более. Раньше подобных предубеждений не было. В первой половине XIX века в обществе укрепилось мнение, что курить не только модно, но и полезно. Постепенно курительный табак стал уступать по популярности нюхательному, что усугубило пожарную обстановку крупных городов (не зря тут же располагались пожарные!). В Российской Империи даже запрещали курение «на улицах и площадях, а также в конюшнях, на сеновалах, чердаках и тому подобных опасных местах». На волне женского движения 1860-х
годов интенсивно начали курить студентки и домработницы. Дети тоже покуривали.

Так что табачный магазин явно был прибыльным, а управа, вполне возможно, получала хорошую арендную плату. Вывеска выглядит достаточно модно, так что и художнику тех лет неплохо заплатили. Наверное.

Вход в дом был арочным, но дверной проем был заделан, возможно, еще сотню лет назад. Осталась часть надписи другого периода – окончание слова «-тныя». Что там продавали, мы уже не узнаем. Возможно, «спиртныя напитки»?

Но это всего лишь предположения. «Болит душа за все старинные здания, – признается Андрей Петков. – Мне интересна эпоха конца XIX – начала XX века. Пока таких настенных вывесок, как эта, мы не обнаруживали. Естественно, они еще где-то есть, в том числе на Базарной улице, которая была одним из центров торговли. Была возможность восстановить настенную декоративную роспись в одном из подъездов дома по этой же улице. Я начал работать, снимал штукатурку, краску, но плановый ремонт уже заканчивался, людям надоел шум, и они попросили закончить все работы.

Под слоями забелки там обнаружили цветные стекла вроде витража – такого у нас тоже еще не находили».

Реставраций в Приднестровье не так много. Например, в 2018 году студенты Бендерского художественного колледжа провели частичную реставрацию полотна художника Ильи Богдеско в Доме культуры в Кицканах. Но, во-первых, этому объекту не так уж много лет (он появился в 1968 году), а во-вторых, до сих пор необходимо его полное восстановление.

Обратимся к вывеске. Кроме вполне читающегося «Табачный магазин», пытливый историк может проследить слои истории. Вот уж вряд ли штукатурщики и маляры прошлого думали, что оставят свой след! «Я сохранил фрагменты побелки здания в разные периоды: желтый, послевоенный, розовый и так далее, – рассказывает реставратор. – А вначале был белый… В ту эпоху практически все здания Тирасполя были белыми».

В Приднестровье есть госреестр памятников республиканского и местного значения.

Хотелось бы расширения зон охраны памятных мест, нашего культурного наследия, добавляет Андрей Петков. При госслужбе по культуре была создана комиссия во главе с руководителем ведомства Марией Кырмыз. Решили, что найденный на месте городской управы объект необходимо сохранить. В идеале планируется сделать из части этого здания открытое пространство с винтовой лестницей на каланчу. В вестибюле можно поставить стенды с историей – приоткрыть завесу другой жизни, которой жили наши предки, рассуждает Андрей Петков. «Такие местечки – фрагменты ушедшей эпохи – вполне могут становиться уже местами притяжения современных людей», – добавляет он.

Это уже о туризме и исторической привлекательности. В Праге многие модные магазины расположены в исторических зданиях (с условием, что их нельзя перестраивать), и многочисленные туристы дают в два раза больше прибыли. Из автора этой статьи плохой коммерсант, однако почему нет? Культура, если в нее вкладывать силы, время и деньги, через время дает хорошую прибыль. Причем не только финансовую. Прибыль в наших умах – довольно перспективное вложение капитала.


Лев ХРУНОВ.

Фото автора.

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив