Немногое осталось в нашей памяти о русско-японской войне 1904-1905 гг.: несколько строчек из песни о гордом «Варяге», вальс «На сопках Маньчжурии», исторические романы – вот, пожалуй, и всё. И кто нынче знает, что Тирасполь тоже не остался в стороне от крупных сражений этой войны – при Сандепу и Мукденском сражении.
В фондах Тираспольского объединенного музея хранятся почтовые открытки «Тирасполь ХХ века». На некоторых из них бравые офицеры и нижние чины «14-го летучего полка» и обстоятельная надпись внизу открытки: «14 летучий полк перед отправкой на Дальний Восток. Молебен в крепости», 1904 год.
Кто они, эти отважные воины? Кто благословляет их на войну в далекой Маньчжурии?
После очередной ревизии в 1835 году Тираспольская крепость как боевая единица упраздняется. Но после этого решения еще полтора века её территория была местом расположения воинских частей.
Русские полки – Астраханский драгунский и Житомирский пехотный (участники Бородинского сражения) – отсюда уходили на многие славные битвы: Крымскую войну 1853-1856 гг., войну за освобождение Болгарии в 1877-1878 гг., русско-японскую 1904-1905 гг. и первую мировую.
На смотре и молебне в 1904 году присутствовал император Николай II – его первое пребывание в Тирасполе. Он благословил отважных воинов «Нерукотворным Образом Господа Иисуса Христа».
27 сентября 1904 года почти весь Тирасполь собрался у железнодорожного вокзала. Укомплектованный до штата военного времени 56-й Житомирский пехотный полк грузился в эшелоны, чтобы отправиться за тысячи километров в неведомую Маньчжурию.
С невесёлыми мыслями вместе с остальными садился в вагон Эраст Тулубьев. Сын обедневшего потомственного дворянина Херсонской губернии, майора в отставке. После окончания военной прогимназии 16-летний Эраст на правах вольноопределяющегося был зачислен рядовым 55-го Подольского пехотного полка, располагавшегося в Бендерах. Затем командирован в Одесское пехотное юнкерское училище. После его окончания подпрапорщик Э. Тулубьев впервые перешагнул порог казармы 56-го Житомирского пехотного полка, который дислоцировался в Тирасполе. С нашим городом и с этим полком молодой офицер свяжет всю свою жизнь.
Ехали по нескончаемым российским просторам больше месяца. Многие солдаты – мужики из приднестровских сёл Слободзеи, Паркан, Незавертайловки, Чобручей и других – впервые в своей жизни отправились в столь далёкое путешествие.
30 октября 1904 года полк пересёк китайскую границу и вступил в Маньчжурию. С ноября 1904 года и до конца февраля 1905 года Житомирский полк находился в непрерывных боях, отражая атаки японцев.
В январе 1905 года житомирцы попали в самое пекло сражения у деревни Сандепу, в результате которого потеряли чуть ли не половину своего состава и почти всех офицеров. Несмотря на это, после боя, усталые и промерзшие, пехотинцы помогали выносить из деревни раненых (многие из которых гибли от холода и отсутствия медицинской помощи).
Далее было участие в Мукденском сражении – более 550 тысяч человек. Фронт протянулся на добрую сотню вёрст. Российские войска по плану должны были прикрыть город, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но осуществить этот план не удалось. Командование упустило возможность нанести удар по японской армии, которая, совершив манёвр, обошла Мукден с севера, прорвала фронт и вышла к железной дороге. Русские части отходили вдоль дороги по узкому коридору между двумя японскими армиями. Командиру 7-й роты Житомирского полка капитану Э. Тулубьеву командование доверило руководить арьергардом и прикрыть отход остальных подразделений.
Русская пехота, несмотря на поражение России в русско-японской войне, показала высокие боевые качества. «Солдат наш, – вспоминал один из участников войны, – упрёка не заслуживал: он с неподражаемой энергией переносил все тяготы похода по непролазной грязи, в жаре и холоде; он систематически недосыпал, по 10-12 дней не выходил из огня и не терял способности драться».
За героизм и самоотверженность многие были отмечены боевыми наградами императором Николаем Александровичем. Прославленному 56-му Житомирскому пехотному полку пожалованы георгиевские трубы за битву под Мукденом.
Командование по заслугам отметило и воинскую доблесть Эраста Тулубьева – удостоен четырёх орденов. В июле 1905 г., по прибытии полка в Тирасполь, его назначают командиром батальона, в августе последовал «высочайший приказ Государя Императора за боевые отличия произвести капитана Тулубьева в подполковники».
Священник А. Илларионов, повествуя о праздновании 56-м пехотным Житомирским полком столетнего юбилея, отмечает: «В русско-японскую войну, осеняемые знамёнами, житомирцы вели себя стойко и стояли за них, что им, седым старцам, не приходилось краснеть от стыда, а лишь с гордостью отметить, что житомирцы ещё раз доказали, как хранится ими честь своих знамён…».
Е. Вуколова,
зав. филиалом
Тираспольского объединенного музея
«Тираспольская крепость».