Не так давно мы рассказывали о колпице – удивительной птице из семейства ибисов. Краснокнижной является и ее ближайшая родственница – каравайка. Название пернатых никак не связано с хлебобулочными изделиями. Наиболее распространенной версией происхождения слова «каравай» является производное от «корова».
Это животное в Древней Руси было символом материнства. Суффикс «ай» указывал на мужскую силу, то есть силен, как бык. Каравай был свадебным хлебом, сочетавшим таким образом, говоря зоологическим языком, и «зеркало Венеры», и «меч Марса». Кто увлекается биологией, знает эти символы – кружочек с крестиком и такой же со стрелочкой.
Русское название этих птиц позаимствовано у тюрских народов. В Средней Азии их зовут «карабай» – «черный богач». Со временем «карабайки» трансформировались в «караваек». Темно-бурый верх пернатых переходит в почти черное оперение на крыльях и хвосте с ярким зеленоватым отливом. На молдавском языке каравайку зовут цигэнуш – «цыганенок».
Караваек можно считать эталонными ибисами с серпообразными клювами. Именно эта птица запечатлена на саркофагах египетских фараонов. В древнеегипетском божественном пантеоне бог мудрости, знаний, Луны, миропорядка Тот изображался в человеческом обличии, но с головой этой птицы.
Священную египетскую птицу, кстати, с удовольствием у себя приняла европейская знать. Караваек вместе с павлинами как экзотических птиц держали при дворцах многие монархи. К слову, несмотря на свой достаточно широкий по всему миру ареал, эти птицы редкость. Исключение составляет Африка. Там популяция зимующих караваек не сокращается. И это несмотря на то, что специальных мер охраны африканские государства в отношении этих пернатых не предпринимают. Местное население считает за грех убить каравайку, видимо, сказываются священные корни.
Что же у нас? Замечательный украинский орнитолог Леонид Назаренко в 1953 г. писал, что в плавнях Днестра обитает порядка 160 караваек. Кстати, Леонид Ферапонтович написал несколько трудов, посвященных днестровской орнитофауне. Но основным местом обитания этих птиц на территории бывшей МССР был юг нынешней Молдовы. «В плавнях у города Кагула каравайки исчезли в 1955 г., а место гнездовий колоний на озере Драч в 1965 г. было уничтожено местным населением при выжигании тростника. С тех пор в плавнях низовий Прута мы не можем найти колонии караваек, хотя, очевидно, они где-то тут гнездятся, так как ежегодно в течение гнездового периода с половины апреля до половины июля мы время от времени встречаем в разных комбинациях от одной до десяти птиц», – написано во втором томе изданного в 1971 г. Академией наук МССР справочника «Птицы Молдавии».
Эта же судьба, судя по обозначенным в Красной книге ПМР лимитирующим факторам для этого вида животных, постигла и днестровских караваек. Как-то во время очередного посещения заповедника «Ягорлык» его директор Татьяна Шарапановская показала мне выжженный браконьерами тростниковый массив. Пожар тогда перехлестнулся и на близлежащие дома. Сгорел один из них и старенький автомобиль. К счастью, хозяин дома остался жив. Как рассказала директор заповедника, подобные эксцессы происходят ежегодно. Охранять заповедник некому…
Жаль будет, если каравайка уйдет из Красной книги ПМР. У нас «краснокнижье» животные и растения покидают не в случае восстановления вида, а только лишь по причине его исчезновения. По сравнению с первым изданием нашей Красной книги есть удаленные из нее в связи с тем, что их никто давно не встречал в дикой природе. Но вернемся к героине этого рассказа.
Каравайка зарекомендовала себя как прекрасный покоритель небес. У нее взмах крыльев чередуется с планированием. Рекорд дальности полета на время – 2600 километров за 23 дня. Птицы молчаливы. Услышать их крик можно, только когда они находятся в полете. Орнитологи утверждают, что он достаточно противный – глухой, хриплый, похож на гоготание. Крупные красивые птицы, как было показано в одном советском мультфильме о похождениях барона Мюнхгаузена, как правило, не обладают музыкальными голосами. Зато каравайки прекрасные соседи. Они с удовольствием присоединяются к колониям других селящихся у воды птиц – цапель, бакланов, наконец, своих родственников колпиц. Еще они великолепные родители. Потомство из ярко-голубых яиц высиживают поочередно оба родителя. Но кормит птенцов добычей, которую приносит глава семейства, исключительно мать. Кормежка отпрысков происходит от шести до двенадцати раз в день. Питаются каравайки в основном беспозвоночными животными – червями, насекомыми, рачками, моллюсками. Но головастик, маленький лягушонок или малек тоже могут стать добычей, если попадутся. Кстати, каравайки научились в случае гибели старого гнезда с кладкой строить новое, чтобы все-таки вырастить потомство. Своеобразное сопротивление природы человеческому воздействию на нее.
Кирилл Нефёдов.
Фото: www.nonograms.ru