В истории Приднестровской Молдавской Республики есть ряд бесконечно важных дат и, шире, периодов. К таковым, безусловно, относится и август 1989 года, когда приднестровцы в лице трудовых коллективов, создателей ОСТК, участников забастовочного движения организованно отстаивали свои гражданские права. Процесс этот (учитывая отсутствие других действенных методов) закономерно привел к созданию приднестровской государственности.
О ключевых событиях в отечественной историографии написано немало. Не ставя целью охватить указанные процессы во всей полноте, попробуем всё же очертить, обрисовать эпоху в серии публикаций. Обратимся к документам того времени, материалам, написанным по горячим следам, воспоминаниям непосредственных участников.
Достаточно заглянуть в «Хронику основных событий», чтобы убедиться, насколько насыщен 89-й судьбоносными, переломными решениями, предопределившими ход истории на десятилетия вперед.
«Национальное возрождение» в Советской Молдавии и раньше вызывало небезосновательную тревогу. В самом начале 89-го ряд опасений подтвердился. 25 января Президиум Верховного Совета МССР принимает Постановление «О подготовке законопроектов МССР о функционировании языков на территории республики». Обществу навязывают во многом надуманную, провокационную полемику. Преподносят таковую под соусом «расширения сферы влияния молдавского языка». На деле же преобразования соответствуют интересам крайних националистических сил, стремившихся ограничить в правах русскоязычное население, а заодно увести молдаван из семьи братских народов.
Направленность предлагаемых законопроектов остро прочувствовали не только в Приднестровье, но и правобережной Молдавии. Именно в этот период зарождается «Интердвижение», участники которого (включая самих молдаван, представителей академической науки, интеллигенции, прекрасно владевших родным языком) решительно осуждают разжигание страстей на национальной почве.
Тем не менее 16 марта в газете «Литература ши арта» появляется проект закона, подготовленный Союзом писателей Молдавии, в котором речь идет о введении государственного молдавского языка (на латинской графике). В этом же месяце законопроекты «О статусе государственного языка МССР», «О функционировании языков на территории МССР» выносят на всенародное обсуждение. Во многих городах Молдавии граждане выступают с горячим требованием равноправия на основе двуязычия (здравомыслящие жители предлагают наделить статусом «государственного» молдавский и русский). С такими требованиями 24 апреля проходят митинги в Тирасполе и Рыбнице.
Увы, глас народа остается неуслышанным высшим руководством союзной республики. Праворадикальные силы стягивает созданный 20 мая народный фронт Молдовы. Под его влияние подозрительно быстро попадает ВС МССР. В такой обстановке «всенародное обсуждение законопроектов» служит лишь фоном, прикрытием для действий националистов.
Приднестровцы прекрасно понимали, что лишь сообща способны отстоять законное право говорить на родном языке. 8 августа проходит совместное заседание совета трудового коллектива, партийного и профсоюзного комитетов МПО «Точлитмаш» им. С.М. Кирова. Участники заседания выдвигают предложение о создании Объединенного СТК города Тирасполя.
11 августа дискриминационные законопроекты о языках опубликованы в заводской многотиражной газете «Кировец», что вызывает массовый митинг протеста на данном предприятии. В этот же день состоялась учредительная конференция Объединенного совета трудовых коллективов (ОСТК), на которой присутствовали представители 31 предприятия. На ней был избран первый состав ОСТК. Его лидером стал Борис Штефан.
Объединенный совет трудовых коллективов явился центром борьбы за равноправие и справедливость, сплотил подавляющее большинство жителей приднестровского края.
Важно отметить: далеко не все в СССР тогда понимали опасность поднимавшего голову национализма. Приднестровцы одними из первых разгадали истинный характер сил, скрывавшихся под маской «национального возрождения».
Обратимся к историческим свидетельствам. Перед нами пожелтевший выпуск газеты «Победа», выпускавшейся Бендерским Советом народных депутатов (№106 от 2 сентября 1989 г.).
На первой же полосе – «Обращение Верховного Совета МССР к трудящимся республики». Представители депутатского корпуса лицемерно уверяют, что принятие законопроектов не преследует цель ущемить кого-либо в правах, что они не намерены идти путем конфронтации. На деле миролюбивая риторика служит прикрытием опасного маневра. Так это, во всяком случае, воспринимается современниками.
Далее читаем: в Бендерах состоялся многочисленный митинг, участники которого направили резолюцию в адрес ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. В тексте резолюции говорится: «…По-прежнему экстремистски настроенные лидеры народного фронта собирают тысячи людей, которых убеждают, что жители немолдавской национальности не хотят допустить молдавский язык в сферу государственности… Еще раз заявляем: мы за реальное расширение сферы деятельности молдавского языка, но мы против нарушения прав человека в выборе языков. Мы за реальное двуязычие».
Бендерчане настаивают на «образовании специальной комиссии ВС СССР и направлении ее в Бендеры для принятия решительных мер по оздоровлению общественно-политической обстановки».
Но, как мы знаем, руководство Страны Советов предпочитало в ту пору обходиться невнятными, ни к чему не обязывающими призывами к миру. Пользуясь мягкотелостью власти, закрывавшей глаза на разжигание межэтнической розни, националисты вели себя всё более агрессивно, что и привело вскоре к открытому вооруженному противостоянию на берегах Днестра…
Михаил Фернет.
Фото из архива редакции.