Из года в год средства массовой информации сообщают о борьбе с амброзией в Приднестровье, и из года в год воз оказывается на том же месте. С одной стороны, ответственные органы предпринимают все необходимые усилия, чтобы справиться с сорняком, но с другой – меньше его не становится, а люди продолжают страдать аллергией и обращаются в редакцию с жалобами.
Ранее мы писали о работе по борьбе с амброзией, производимой министерством сельского хозяйства и природных ресурсов. Ведомство выявляет очаги произрастания карантинного сорняка на землях сельхозназначения и государственного резервного фонда. Но за амброзией на городских и сельских участках следят другие госструктуры.
Так, инспекторы службы госнадзора министерства юстиции проверяют наличие карантинного сорняка на земельных участках в черте населенных пунктов, а также особо охраняемых объектов водного и лесного фондов. За три месяца специалисты выявили 251 нарушение требований фитосанитарного законодательства. Большая часть (237) была устранена своевременно. Но все же было выдано 20 предписаний об уничтожении амброзии. Служба госнадзора предлагает обращаться гражданам, заметившим амброзию в населенных пунктах, по телефонам: в Тирасполе и Слободзее – 0 (533) 2-74-23, 0 (533) 2-32-14, в Бендерах – 0 (552) 4-32-71, в Григориополе – 0 (210) 3-41-51, в Дубоссарах – 0 (215) 3-45-77, в Рыбнице – 0(555) 3-32-43, 0 (555) 3-43-40, в Каменке – 0 (216) 2-09-26.
Сотрудники экологической милиции также проводят ежегодную профилактическую операцию «Амброзия», которая продлится до октября. Они инспектируют муниципальные территории, участки предприятий, организаций и частный сектор, где может произрастать сорняк.
В предыдущей статье об амброзии я высказывал мысль о том, что в Приднестровье необходима онлайн-карта ее произрастания, но в минсельхозприроды пояснили, что подобная мера уже обсуждалась и была признана недейственной. Дело в том, что пыльца амброзии может переноситься на дальние расстояния. Химические препараты, способные уничтожить такого живучего врага, имеют ограничения по применению – как временные, так и территориальные. Скосить сорняк, как это нередко делают в городах и селах, означает только отсрочить его дальнейший рост.
А вообще, конечно, страдают именно населенные пункты, вернее, их жители. Этим летом в Молдове зарегистрировали первый тяжелый случай аллергии на амброзию. В больницу Каушан доставили 63-летнего мужчину с признаками анафилактического шока. До этого он даже не знал о том, что у него аллергия.
В социальных сетях то и дело всплывают фотографии с сорняком чуть ли не в человеческий рост. Пишут, что он растет в том числе и недалеко от детского сада. Усугубляет ситуацию рост амброзии на участках заброшенных домов – там хозяина ищи-свищи, а она продолжает расти и наносить вред здоровью окружающих.
Есть почти стопроцентная вероятность, что история с карантинным сорняком повторится и в следующем году. Ответственные инстанции прикладывают большие усилия, но достижение главной цели все еще «в процессе». По этой причине в экспертной среде необходимо провести дискуссию на тему создания единого органа, ответственного за борьбу с амброзией и наделенного всеми необходимыми полномочиями, чтобы в ближайшие годы разобраться с этой «пищей богов» раз и навсегда.
Андрей РАДЛОВСКИЙ.
Фото: www.hutueva.ru