Каждый из нас, пожалуй, согласится, что контроль в той или иной мере необходим, причем во всех сферах человеческой жизнедеятельности, даже в тех, которые считаются самыми свободными. При этом почти всегда мы предпочитаем контроль, который не разрушает. Но, увы, так не всегда получается в нашем несовершенном мире. И все-таки люди (хочется верить) стремятся к труднодостижимому идеалу. Не только в тонких гуманитарных сферах, но и в более «весомых, грубых, зримых» – одним словом, технических.
Герой нашей публикации – человек не только редкой, но и труднопроизносимой профессии: дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования. Задача подобных специалистов – обследование различных объектов, чтобы определить слабые места несущих конструкций, технологического оборудования, сооружений повышенной опасности. При этом без прямого физического проникновения (разрушения), а с помощью рентгеновских аппаратов и гамма-дефектоскопов. И если дефектоскопистов ультразвукового контроля в нашей республике сегодня не так уж мало, то квалифицированный дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования – только один. Это Сергей Николаевич Новак, работающий в ООО «Тираспольтрансгаз-Приднестровье», незаменимый специалист, особенно при проверке сварных соединений на ремонтируемых магистральных газопроводах.
Его рабочий «день» всегда начинается с приходом сумерек, поскольку при дневном свете такую съемку не сделаешь. Вместе с молодым напарником Николаем Сергей Новак садится в микроавтобус с надписью «Лаборатория неразрушающего контроля» и выезжает на место съемок: сегодня это участок одного из двух капитально ремонтируемых газопроводов: «Раздельная-Измаил» или «Одесса-Кишинев». Сам процесс «священнодействия» скрывают от посторонних для их же блага: выделяющиеся при этом дозы облучения опасны для здоровья, так что дефектоскописты в момент съемки тоже стараются отбежать подальше и укрыться понадежнее. Стоят ли затраченные усилия результата? Безусловно. «Дело в том, что рентгеновский метод более информативен. Просматривая перенесенные на монитор изображения наших съемок, можно увидеть малейшие внутренние дефекты. Ультразвуковой метод не дает такой полной картины, он в большей степени основан на «догадках», – утверждает Сергей Новак. «Но зато ультразвук нужен там, где необходимо исследовать большую толщину металла, уже малодоступную для просвечивания рентгеновскими лучами. Например, ультразвуковой контроль обычно применяется на газовых трубах Молдавской ГРЭС», – добавляет он.
В «Тираспольтрансгазе» Сергей Николаевич трудится давно, с 2000 года. В те времена на предприятии дефектоскопистов рентгено-гаммаграфирования не было вовсе, приглашали специалистов из ближнего зарубежья, что было дорого. Так его, выпускника Тираспольского строительного лицея-колледжа по специальности «Холодильно-компрессорные машинные установки», направили на курсы в знаменитый институт электросварки им. Е. Патона (Киев). Обучившись там в 2002 году, подтвердив и закрепив полученные знания практикой, Новак получил квалификацию специалиста II уровня. С тех пор он имеет право не только проводить работы, но и выдавать заключения по качеству объектов, сделанные на основе рентгеновских съемок. И хотя специалист такого уровня может работать по всей Европе, Сергей Новак остался верен «Тираспольтрансгазу» и Приднестровью. Здесь у него семья – жена, дети, здесь его дом. А недавно появился молодой напарник Николай Чебан, заинтересованный в обучении. Сергей Новак постарался обучить его всему, что сам знает, и теперь Николай как специалист I уровня имеет право производить рентгено-гаммаграфирование, но лишь в пределах ПМР. Чтобы достичь большего, нужно пройти курсы в тех учебных заведениях, которых нет ни у нас, ни в Молдове. Из-за событий на Украине у самого Сергея Новака возникли проблемы с переаттестацией, сейчас предприятие старается их решить. Специалист надеется, что со временем (а оно не ждет) у него все-таки появятся достойные, квалифицированные преемники. Дефектоскописты рентгено-гаммаграфирования, мастера неразрушающего контроля.
Олег Соснин.
Фото Виктора Громова.