Мы продолжаем листать старые подшивки и делиться находками с вами, уважаемые читатели. На столе подборка газет, выпускавшихся учебными учреждениями, предприятиями, научно-производственными объединениями в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Большинство названий давно забыты либо на слуху исключительно у старшего поколения.
Итак, 1990-й, сентябрь. Прошли считанные дни после образования республики. И вот как отразились исторические события в печати.
В газете «Кировец» (№36 от 7 сентября 1990 г.), к большой чести издания, приводят различные мнения о создании ПМССР.
«Отношусь к этому положительно, – пишет А. Карабак, зам. начальника ПДО. – Конечно, не надо было ничего делить. Но надо просто остановить зарвавшихся там, в верхах республиканского парламента, и больше ничего. Зачем она нужна, отдельная республика? Всё это деление началось из-за чего? Из-за десятка-другого горячих голов. Зачем это надо? Ведь начнется вражда другого характера. То, что сейчас она идет на межнациональной почве, это понятно. Но начнется еще и экономическая…»
А вот мнение инженера второго отдела А. Злыденного: «Я огорчен очень. Если бы раньше вопрос о языке решился не так жестко и односторонне, наверное, этого бы не было. Всё это, конечно, грустно. Грустно оттого, что нас не поддержат. Ни президент Горбачев, никто другой. Нас уже называют «сепаратистами».
В высшей степени оптимистически воспринял событие начальник бюро ОГЭ В. Быков: «Очень рад, что так получилось. Буду всячески поддерживать и голосовать на всех уровнях за нашу новую республику». С ним солидарна маляр цеха №8 В. Димитрашко: «Одобряю создание своей республики. Вот вчера послушала по телевидению (имеется в виду государственное телевидение Молдовы. – М.Ф.), что говорили об этом. Вот говорят, что земля молдавская, и люди на левом берегу Днестра не имеют на нее права. Как это так? Столько лет мы здесь прожили, теперь и права на это не имеем?».
Опасения скептиков оказались небезосновательными: обвинения в сепаратизме, экономические трудности – всё это последовало. Но в том, по большому счету, и не было ничего неожиданного. Уже тогда люди понимали: молодая республика вступила на тяжелый, опасный, но и единственно верный путь. Создание приднестровской государственности явилось вынужденной мерой, направленной на защиту прав, свобод и самой жизни граждан. Цитируем первого Президента ПМР Игоря Смирнова (газета «Вера» швейной фабрики «Одема» от 10 октября 1990 г.): «В обстановке быстро растущего национализма, постоянной угрозы физической расправы создание ПМССР – форма самозащиты народа».
Такова позиция приднестровцев, сформулированная на референдумах и съездах, митингах, сходах граждан. Из «Труженика торговли» (№36 от 12 сентября 1990 г.): «Официальный Кишинев дал опальным молодым Гагаузской и Приднестровской республикам пятидневный срок для капитуляции. Ответ Приднестровья на этот ультиматум прозвучал 9 сентября на площади Советской Конституции. Здесь состоялся общереспубликанский митинг в поддержку ПМССР».
Тот же «Кировец» (№37 от 14 сентября) отмечал: «В воскресный день на площади собрались тысячи людей. Здесь были тираспольчане, представители городов и сел республики: молдаване и русские, гагаузы и украинцы, болгары, евреи, немцы. Здесь были все, кто сегодня неравнодушен к судьбе края, в котором живет. Вперемешку звучала с трибуны разноязыкая речь. Выступали и ветераны, и молодежь. И все выступающие от имени не только коллективов, но и целых сел, говорили о поддержке Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики».
Гражданская позиция приднестровцев, участников и очевидцев тех событий, вызывает уважение вдвойне, если учесть, что времена были крайне непростыми: «Беспокойство, тревога, волнение, неуверенность в завтрашнем дне – об этом сегодня говорят и жители Бендер и Рыбницы, и многие-многие селяне. Взволнованы и те, кто на левом, не менее взволнованы и те, кто на правом берегу Днестра. Идут разговоры о создании национальной армии, об отрядах карабинеров…».
Прошли 33 года. В известном смысле мало что изменилось: и сегодня на дворе крайне тревожные времена. Но, как отметил Президент Вадим Красносельский, «нам всегда было нелегко. Все время нашей государственности». Главное – приднестровцы были и остаются консолидированным обществом, способным противостоять трудностям, и не теряют веру в правоту избранного пути.
Михаил Фернет.
Фото из архива автора.