11.6 C
Тирасполь
Суббота, 18 мая, 2024

Популярное за неделю

Детсад особого назначения

В столице нашей республики, вдалеке от оживлённых пешеходных и...

Поколение победителей среди нас

Большие социальные катаклизмы начинаются с забвения уроков истории. Эта...

Мои года – мое богатство

За праздничные дни в редакцию поступило немало писем от...

Дороги к храму

Нести заполненные продуктами пакеты было неудобно. Андрей остановился, поставил...

Мастер «вкусного гобелена»

Давным-давно автору этих строк попались на глаза гобелены Анаит и Валерия Куличенко. Помню, еще подумал тогда: это совершенно особый, фантастический и вместе с тем до боли знакомый мир. Возможно, оттого, что в нашем старом доме был гобелен с водяной мельницей, который я всегда пристально разглядывал.

Но здесь было нечто особое, абстрактное, в духе, может быть, Пикассо, обращенное корнями в дописьменную историю, в народные и, судя по всему, молдавские мотивы…


В последствии ваш покорный слуга был немало удивлен, узнав, что Валерий Васильевич и Анаит Арташовна вовсе не из Приднестровья родом, он – из Иркутской области, она – из Армянской ССР. Но как могли художники так глубоко прочувствовать национальную палитру, распознать архетипы, а затем всё это воплотить в столь удачной форме? Сказался ли высокий уровень подготовки в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище, или всё дело в таланте, глубочайшей интуиции…

Замечу, я не раз сталкивался с этим феноменом: когда за национальным колоритом, традицией открывалось универсальное, общечеловеческое. Гобелен, ковроткачество, наверное, в данном отношении идеальное пространство, где образ становится символом, знаком, отточенным за столетия орнаментом…

На фестивале «Изворул винулуй» случайно увидел работы Дильнары Турсуновой, художника, преподавателя Дубоссарской детской художественной школы. Сколько фантазии, любви к искусству, графических находок, точных и, я бы сказал, «вкусных» колористических решений!

Дильнара Асымжановна объединила в себе уйгурскую, молдавскую и украинскую кровь. Мама, родом из Приднестровья, познакомилась с отцом в Ташкенте, куда поехала «поднимать город» после страшного землетрясения. Позже семья переехала в Дубоссары, где Дильнара окончила детскую художественную школу. Затем стала выпускницей рыбницкого филиала ПГУ.

Художница признает: Анаит и Валерий здорово на нее повлияли, не могли не повлиять. Но главный источник вдохновения – в самих народных мотивах, в красоте приднестровской земли, которая стала родной, в особенном характере людей, таких колоритных, жизнелюбивых, в неповторимой палитре южного края…

Вместе с учениками преподаватель штудирует работы по молдавскому ковроткачеству. Находит узоры, вероятно, бытующие на протяжении тысячелетий и, таким образом, являющиеся сакральными.

Стержневой элемент композиции – Древо Жизни, Мировое Древо. В народном искусстве оно символизирует не только в широком смысле природу, но и семью, род… В действительности, говорит Дильнара, ковер – это полноценный, многозвучный ансамбль, тут все имеет значение.

С учениками, двигаясь поэтапно от самых необходимых навыков, умения работать с материалом, с цветом, они приходят к осознанию таинственной многослойности особого мира, именуемого фольклором.

Декоративно-прикладное творчество – лишь форма, которую принимает живая родниковая вода. Но и к ней, форме, нужно подходить со всей ответственностью, профессионально… Тем из родителей, кто просто хотел бы организовать детям досуг, Дильнара терпеливо разъясняет, что это не просто общение по интересам, а школа, система знаний, которые надлежит усвоить. Результат того стоит. Ведь у нас есть шанс подарить миру нового мастера, носителя прекрасной солнечной традиции…

Из отзывов на работы Дильнары Асымжановны: «Казалось, все краски света собраны воедино, и здесь царствует ее величество Весна». «Все работы отличает оригинальный стиль». «Молдавский колорит гобеленов перекликается с импрессионистской направленностью». Как отметила преподаватель Оксана Пономаренко, проработавшая с коллегой много лет, «работы Дильнары утонченные, яркие, разные и самобытные, как и она сама».

Общаясь с художником, педагогом, невозможно не поддаться чисто женскому обаянию создательницы замечательных гобеленов. Подумалось: а ведь гобелен – теплый материал. Не от того ли, что вобрал тепло человеческих рук и служит как бы поэтическим выражением замысла Создателя? Такой же цельный, органичный, сочный, яркий.

Не случайно древнейшие священные тексты отождествлялись с тканью. В переводе с санскрита «сутра» означает «нить». И, подобно нити сказаний, гобелены связывают нас, строят мостики между сердцами, показывая нечто существенное, близкое и дорогое каждому.


Николай Плющинко. г. Дубоссары.

Фото: www.dubossary.ru

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

30 лет вместе

В предстоящий вторник юбилей отметит союз журналистов Приднестровья –...

История одного советского разведчика и дипломата

Ветеран Великой Отечественной войны тираспольчанин Константин Иванович Пуганов попал...

Нескучно о научном

Думаете, наука – это сложно и скучно? Мы вам...

Зов Родины слышен и на краю света

Для Александра Романовича Пашковского, ныне, к сожалению, покойного «австралийца»...

Рекордсмену «Мурзилке» — ЦЕЛЫЙ ВЕК!

Исполнилось сто лет с выхода первого номера популярного детского...

Архив