«Дедушка, расскажи, как раньше встречали 7 ноября? Правда, что в этот день был большой праздник?» – спросила меня 20-летняя внучка, признавшись, что представить не могла, что люди колоннами шли по городу, неся знамена, а потом, собирались всей семьей за столом, пели, вели беседы.
Люди моего возраста поймут и еще многое смогут добавить. Такое было время, такими были мы.
Накануне 7 ноября все производственные коллективы, как и мой (работал я тогда в Тирасполе на заводе металлоизделий), старались порадовать страну и земляков трудовыми успехами. К празднику подводили итоги социалистического соревнования, передовиков награждали грамотами, медалями, их портреты помещали на Доску почета. Лучшим бригадам, цехам вручали красные вымпелы, знамена, с ними они выходили на праздничные демонстрации. Наш цех, которым руководил Владимир Яковлевич Калошин, не раз становился лучшим, и в нашу честь, когда мы проходили по площади Советской Конституции (так раньше называлась нынешняя имени Суворова), с трибуны доносились приветствия и поздравления.
7 ноября – праздник с неповторимой атмосферой. На демонстрацию многие приходили всей семьей, всегда радостные и в хорошем настроении. Дети не скрывали гордости, что родители работают на заводе.
Разноцветные флажки, шары, последние осенние цветы, музыка, песни создавали неповторимое праздничное настроение, которое сопровождало весь день и передавалось другим. Как приятно теперь видеть себя и близких на старых фотографиях! Ностальгия по тому времени волнует душу и навевает воспоминания.
Помню, как мама с женой накрывали праздничный стол. Жили небогато, но в этот день все равно старались себя побаловать. У нас на заводе к празднику «выкинули» консервы с крабами и хурму. Как настоящий хозяин я запасся дефицитом и хранил в подвале у соседки, чтобы на праздник произвести фурор. Хурму никогда не пробовал, и мои домочадцы тоже, но как она всем понравилась! Столько разговоров было о ней! Тесть, фронтовик, воевавший на Кавказе, рассказывал, что хурма там растет, как у нас абрикос. Но мне, знавшему, как может сочинять Иван Игнатьевич, в это мало верилось.
Мужчины выходили на перекур во двор, и разговорам, казалось, не было конца: говорили о погоде, работе, политике, футболе (городская команда выступала на первенстве СССР и играла удачно). Беседовали до тех пор, пока кто-то не предлагал очередной тост. Настроение заметно поднималось.
Женщины тем временем делились секретами закаток, приготовленных на зиму, хвастались обновками, приобретенными к празднику, судачили о том о сем.
В праздничные дни в кинотеатрах шли патриотические фильмы, в парках и скверах играла музыка, с детьми проводили экскурсии… Никто не снимал с одежды алый бант, символ праздника Октябрьской революции. Как никогда волновали слова популярной тогда песни:
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
Сергей ПИМЕНОВ.