Дизайн – это не россыпь отдельных творческих находок и достижений, а поступательное движение в развитии. Наш земляк Илья Богдеско был одним из первых в этой науке и творчестве. Мы, его последователи, развиваем и обогащаем наследие наших выдающихся мастеров по мере собственных сил и возможностей.
На последней дизайнерской выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Ильи Богдеско, была представлена лишь малая область творчества нашего союза – графический дизайн. Он относительно малочислен, что обуславливается, в целом, системой существования современного мирового социума, но, отчасти, определяется системой приднестровского образования и политикой государства.
В Приднестровье, как и во всех странах мира, дизайн развивается по своим специфическим законам. Здесь живет и работает целая плеяда профессиональных дизайнеров, развивающих свой талант в творческих мастерских и реализующих его на производстве в виде оригинальных расцветок ткани, этикеток легкой промышленности, великолепных решений архитектурно-средового комплекса и множества других точек приложения дизайна. Несмотря на то, что в Тирасполе и других городах и районах прекратили работу многие промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школа дизайна сохранилась и как источник творчества остается признанным центром современного вида искусства на международном уровне, и тому есть масса свидетельств.
Многие выпускники наших учебных заведений уезжают в страны, где есть востребованность в их творчестве. Получив в течение нескольких лет практику, они становятся полноценными специалистами с перспективой в карьере. А что делать с теми молодыми творческими личностями, которые остаются дома? В наших условиях, без практики и опыта, можно сказать, «зеленые», они устраиваются на работу туда, где можно просто зарабатывать деньги, в дальнейшем не развивая свой талант. Полученный диплом специалиста не способствует формированию социальной и профессиональной мобильности выпускника, универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, не обеспечивает их практико-ориентированными знаниями, которые позволили бы использовать свои возможности в построении карьеры. Им не хватает сил, чтобы подняться на ступень дизайнера творческого, поэтому они остаются потенциально нереализованными. Считаю, что мы обязаны помогать таким людям. Большинство из них еще не смогли почувствовать свои силы, пока что не верят в себя. В нашем союзе дизайнеров открыта «Молодежная секция», где опытные мастера помогают новичкам не только освоиться в профессии, но и готовиться к выставкам. Молодым помогают в оценке их работ, предлагают выполнить те или иные заказы. В течение нескольких лет, имея практику, они становятся полноценными специалистами, вступившими в фазу карьерного роста.
Такой способ работы исключит нагрузку на худсоветы и позволит отсеять слабые проекты. Есть люди, которые отлично владеют техническими навыками, но не могут направить их в творческое русло. Зачастую они не видят принципиальной разницы между графическим дизайном и рисованием красивых картинок. Умение мыслить – главный инструмент графического дизайнера и зеленый свет по развитию личности. В республике основными мероприятиями развития дизайна являются конкурсы и выставки, в которых участвуют как профессионалы, так и студенты. Но, к сожалению, эстетика выставок и конкурсов с места не сдвигается – не хватает всего лишь опыта. Преобладает местечковость, оторванная от прикладной востребованности на производстве, в торговле.
Наш союз дизайнеров входит в состав Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», у нас налажены теплые личные и профессиональные отношения и дружба с Prof-union (президент А. Бобыкин); Forum design (президент А. Казарин); UDM (президент С. Тирон). В наших планах – дальнейшее развитие секции «Международные связи». Выход признанных мастеров и начинающих дизайнеров на международный уровень даст ощутимый толчок к дальнейшему развитию индивидуального мастерства и творчества, поднимет на высокий уровень авторитет приднестровской школы дизайна.
На сегодняшний день, кроме богатой истории, мы, можно сказать, начинаем терять то, что имеем: численность, творческий потенциал, привлекательность. Мы всячески пытаемся поддерживать «горение в глазах» внутри союза. Но ведущие и авторитетные дизайнеры уже немолоды, аксакалы – кого-то нет уже, кто-то уехал, а на становление новых нужны годы. Будет очень обидно, если очаг большой школы мастеров приднестровского дизайна зачахнет, не оставив даже угольков. Поэтому у нас в ближайших планах развивать творческую деятельность внутри союза – «два в одном». Во-первых, организовать конкурс авторской открытки, разработанный в единственном варианте. Он даст не только личный творческо-эмоциональный толчок, но и самое важное – импульс развитию приднестровского дизайна в государственном масштабе. По итогам конкурса будет организована эксклюзивная выставка. Уверен, что при отработанной концепции в новых современных формах выражения и показе динамики развития идей, позволяющих более углубленное изучение творческих работ появится определенный успех. Во-вторых, увеличить творческий потенциал организации путем приема дизайнеров с опытом работы не менее трех лет и портфолио творческих работ.
Союз дизайнеров Приднестровья имеет богатейшую историю. Это единственное профессиональное дизайнерское образование, где культивируются специалисты высшего класса, которые накапливают опыт и создают доминирующие в республике дизайнерские объекты. Среди них товарный знак «Тиротекса»; проект «Триумфальной арки» в Бендерах; ремонт Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой; музейные комплексы в Тирасполе, Днестровске и сельский музей «Авдарма» в Гагаузии и многие другие.
Владимир ГАЛАНИН, президент союза дизайнеров Приднестровья.