Она – лучший пример современной мамы. Современность ее – в умении постоянно учиться быть мамой, оценивать свои материнские поступки, слова, модель поведения и воспитания детей. Современность ее – в готовности слышать своих детей, считаться с их мнением, относиться всерьез к их эмоциям.
При этом осознанный подход к воспитанию сочетается в ней с душевностью, мягкостью, материнской нежностью. Она сама человек, умеющий сострадать, тонко чувствующий чужую боль. И при этом не только большая умница и красавица, но и огромный оптимист, житейские неприятности воспринимающий с юмором. Этому учит и детей: легко относиться к неудачам и всерьез – к тому хорошему и важному, что имеешь, – родным, друзьям, к самой жизни.
Рядом с ней уютно, тепло, рядом с ней ни одно дело не кажется безнадежным. Рядом с ней веришь, что всё обязательно будет хорошо. Она задорная и смешливая, но когда говорит о грустном и большом, например, о детях, оставшихся без родителей, или о пожилых людях, брошенных детьми, ее глаза наполняются слезами. Она – человек с огромным сердцем, решительным характером и каким-то врожденным умением дружить по-настоящему. Вовремя подставить плечо, поддержать как словом, так и делом. Ее и просить об этом не нужно.
Она редкий человек с завидным набором невероятных качеств. А еще она – молодая красивая женщина с точеной фигуркой, большими глазами, длиннющими ресницами и открытой улыбкой. Вот такая необыкновенная мама досталась чудесным ребятишкам – Арсению и Катюше.
И сегодня, накануне Дня матери, я хочу познакомить с ней всех вас. Чтобы поговорить о детях, о воспитании, а главное – о материнстве, мы встретились с моей героиней в обеденный перерыв. Знакомьтесь: Инна Якименко, корреспондент редакции детских программ Первого Приднестровского телеканала. Мы зашли в одну из столичных кофеен, небольшую и уютную. Для такой же уютной беседы. Беседы двух журналисток, двух женщин, двух мам. Нам было что обсудить, над чем посмеяться и чем поделиться. Встреча получилась теплой и веселой, жизнеутверждающей.
– Есть те, кто считает: не стоит жертвовать своим временем, финансами, возможностью путешествовать, чтобы становиться родителями. А по-твоему, стоит?
– Семья, дети, материнство – это, правда, титанический труд. Это серьезный шаг. И если человек к этому шагу не готов, значит, не пришло еще его время, а, может, это и вовсе не его. А для меня материнство – это такая кардиограмма, когда ты то в эйфории находишься от того, что у тебя есть дети, а то думаешь, как бы уехать на пару дней на необитаемый остров. Мечтаю о таком острове для всех мам мира, где они могли побыть хотя бы сутки в полной тишине. Чтобы выспаться. Чтобы попить кофе с шоколадом, и чтобы ни кофе, ни шоколад никто не отбирал. Посмотреть фильм какой-то, но целиком, а не бегать туда-сюда, чтобы что-то вытереть, кого-то разнять.
– Ты рассмешила меня! С детьми всё действительно так, как ты описала.
– Я вообще стараюсь всё, что уместно и что возможно, переводить в шутку. Потому что так проще. И детей учу не «грузиться» по каким-то пустякам. Если можно посмеяться, то лучше посмейся. Обыграй ситуацию.
– Расскажи о своих ребятах. И давай начнем с Арсения, старшего, а то почти всегда первыми бывают младшие.
– Арсений уже выше меня, ему 14 лет, он учится в 8-м классе, а еще в школе искусств – игре на гитаре и вокалу. Он очень творческий, я его называю человеком с другой планеты, потому что живет где-то в параллельных мирах, и я постоянно его оттуда возвращаю на землю. Мамы подростков знают, что им нужно не один раз повторить одно и то же, чтобы они раз на пятый услышали. Но при этом умудряется учиться довольно неплохо и успешно заниматься музыкой. Недавно привез из Кишинева первое место с ежегодно проводимого русской общиной конкурса «Золотая лира». После выступал на фестивале «Фанфары Днестра» вместе с детским джазовым оркестром «Kid’s Band». Арсений по темпераменту скорее флегматик, вдумчивый, поэтому ему больше ложатся на душу лирические песни. Удивительным образом в 14 лет у него получается их проживать.
– Я знаю, что свободного времени у Арсения практически нет. Как он к этому относится?
– В субботу просто отсыпается. В воскресенье делает уроки. А остальные дни загружены, это правда. Бунта, чтобы всё бросить, у него не бывает, но пожаловаться, как все дети, – это святое, это почти каждый вечер. И я его жалею и стараюсь помочь. Но он привык трудиться, с 6 лет занимаясь вокалом. Конечно, такой ритм – это тяжело, поэтому я не требую одних пятерок, случаются и двойки, и тройки, и ничего страшного. А так он обычный мальчишка, который может постель не заправить или тарелку не помыть.
– Ты посоветовала бы родителям своих детей занимать, искать то, что им нравится, к чему есть способности?
– Обязательно. Главное – не следовать общественному мнению или моде. Мне часто говорили: «Мальчик и вокал – несерьезно, отдавай на футбол, на карате, на дзюдо». А это вообще не его. Есть дети, которые рождаются с мячом, каждому свое. Родителям стоит понаблюдать за ребенком, узнать, чем он интересуется. И не бояться лишиться свободного времени, быть готовым к тому, что вечерами после работы ты ведешь его на занятия, ждешь, забираешь, выполняешь с ним домашнее задание. Если есть соревнования и конкурсы, то «улетают» и все выходные. Если это праздники, то кто-то ест шашлычок, а ты с костюмчиком за елочкой помогаешь ему переодеваться.
– Сейчас твоя эпопея занятых вечеров продолжается с Катюшей. Расскажи о дочери.
– Катюше 5 лет, это наш локомотив, который не везет, а просто мчит нас всех в светлое будущее (смеется). Это девочка-идея, очень живая, постоянно что-то придумывает. Ходит в группу творческого развития на вокал, их коллектив уже много раз выступал на сцене. Посещает занятия по танцам в группе «Бэби-дэнс». Дома она и рисует, и лепит, и стоит на голове – успевает всё. Недавно в картонную коробку воду набрала и понесла через всю квартиру. Когда ты устал, это не кажется смешным. Но когда выдохнул, это мило и забавно. И всё это и есть жизнь мамы. Квартира у нас похожа на творческую мастерскую художника. Всё вперемешку: карандаши, пластилин, какие-то картины, вылепленные мелкие и очень красивые фрукты.
– Когда в семье появляется второй ребенок, первый и недавно единственный нередко начинает ревновать.
– У Арсения совсем не было ревности, когда родилась Катюша, он принял ее с радостью. А потом помогал, с удовольствием играл с ней или просто присматривал, пока я занималась домашними делами. Помню, ей был всего месяц, а он уже смастерил ей корону из цветной бумаги и украсил камнями. У нас есть фото, где наша королева в этой короне. Сейчас, когда Катя подросла, они порой делят мое внимание. Приходит с занятий Арсений и рассказывает, что у него произошло за день, тут же летит из комнаты Катя и начинает перебивать, потому что у нее тоже есть важная информация для меня. В таких ситуациях я чередую, выслушивая сначала одного, потом другую, и наоборот. Но не уступаю эту очередь всегда Катюше из-за того, что она маленькая.
– Знаю, что ты с большим уважением относишься к своему мужу, папе Арсения и Катерины. Что означает быть мамой, мы уже знаем, а как это быть папой в вашей семье?
– Наш папа – это экстренная служба, когда мама уже охрипла, ее никто не слышит, и она просит: «Вова, скажи им что-то». Он говорит буквально несколько слов, и дети тут же идут заниматься своими делами. Наш папа – личность по-мужски сдержанная. Концерты и творческие передвижения наши – моя инициатива, но без его поддержки, без его мужского плеча ничего бы этого не было. Это и финансовая поддержка, и моральная. И, конечно, когда нужно меня подменить с кружками, он всегда на подхвате. Он может невозможное. Мы с Катей очень эмоциональные, и если входим в резонанс, то это высокие вибрации. А папа умеет нас успокоить, разрядить атмосферу. Для Арсения папа авторитет: достаточно одного его слова, а порой и просто взгляда. Так у нас в семье заведено, что папа – главный. А еще очень помогают и выручают бабушки и дедушки. Так что группа поддержки у нас отличная!
– Инночка, ты жена, мама, но ты еще и корреспондент редакции детских программ Первого Приднестровского телеканала. А некоторые женщины считают, что домашнего очага достаточно…
– Каждый решает для себя сам. Но я считаю, что женщина должна работать. Я не говорю о карьере. Потому что, когда ты настоящая мама и по-настоящему занимаешься детьми, то говорить о том, что ты будешь бодренько шагать, выстукивая каблучками, по карьерной лестнице, не приходится. Тогда всю работу с детьми должен проделывать за тебя кто-то другой: няни, бабушки, свита помощников. Стоит ли оно того? Замыкаться только в стенах дома тоже нельзя. Чтобы не становиться «яжмамой», которая всё знает о первом прикорме и всем раздает советы. Работающая мама – это уже совсем другой уровень самооценки.
– Да и дети, и муж будут гордиться такой мамой.
– Верно. А еще хочу сказать, что мамы не должны забывать о себе. Иногда сложно найти время, а главное – желание для занятий спортом, для хотя бы редких встреч с подругами. Сложно, но можно. И самое опасное – начинать себя жалеть. Не так давно я взяла себя в руки и пошла на занятия зумбой. И увидела там таких же мам, как и я.
– И напоследок вопрос как раз о времени. Не слишком ли быстро оно летит? Успеваешь замечать, как растут твои дети?
– Конечно. Я же везде и всюду с ними. Но когда смотришь фото или видео 5-6-летней давности, конечно, удивляешься: «Был такой маленький мальчик, а сейчас парень с басом, со своим мнением обо всем». Кто-то записывает за детьми смешные фразы, я, честно, не успеваю. Иногда послушаю перлы их, посмеюсь и думаю, хоть бы не забыть до вечера, чтобы мужу рассказать. Есть, конечно, мамы, которые и все рисунки хранят, но у нас они не поместились бы во всем доме. Катерина за вечер может нарисовать книгу и даже написать ее на своем «абракадабрском». И Арсений маленький был таким же. Потому живу в моменте и наслаждаюсь каждой минутой здесь и сейчас.
Татьяна Астахова-Синхани.
Фото Виктора Громова.