21.6 C
Тирасполь
Понедельник, 20 мая, 2024

Популярное за неделю

Детсад особого назначения

В столице нашей республики, вдалеке от оживлённых пешеходных и...

Поколение победителей среди нас

Большие социальные катаклизмы начинаются с забвения уроков истории. Эта...

Наше счастье – здесь

Стать ближе к природе, вырваться из «каменных джунглей», жить...

Вступать в брак только по любви

На днях в Бендерах чествовали бриллиантовых юбиляров. Пётр Иванович...

Две кругосветки будущего полководца

Неделю назад в материале, посвященном окончанию Первой мировой войны, мы писали о том, что российские части воевали на Западном фронте. Одним из русских солдат, сражавшихся во Франции, был будущий великий советский полководец, освобождавший в 1944 году Приднестровье, будущий министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский. Он родился 23 ноября (по новому стилю) 1898 года в Одессе.

На фронт он не должен был попасть, но желание послужить Отчизне у не достигшего еще 16-летнего возраста паренька было настолько сильно, что он, записываясь добровольцем, приписал себе лишние годы. Обман выявило командование 256-го Елисаветградского пехотного полка, куда он попал служить. Юного патриота собирались отправить домой, но настырность всё же взяла верх – ему позволили остаться при части в качестве подносчика патронов. Позже он стал наводчиком пулеметного расчета. Первую боевую награду Георгиевский крест IV степени Родион Малиновский получил в июле 1915 года. В октябре того же года был тяжело ранен и после лечения в госпитале его зачислили в состав Русского экспедиционного корпуса во Франции. Он был награжден еще одним «Георгием», но об этом узнает спустя долгие и долгие годы. Ни сам крест, ни даже известие о представлении к награде до него, воюющего на Западном фронте, не дойдут. После революционных событий 1917 года и последующего выхода России из войны экспедиционный корпус оказался в прямом смысле слова бесхозным. Две его бригады попытались поднять восстание с требованием вернуть их на Родину. Но оно было подавлено не присоединившейся к восстанию частью корпуса. Родион Малиновский в тех событиях не участвовал: после очередного ранения проходил лечение в госпитале. На сей раз уже французском.

Ушлые французы, упирая на исполнение «союзнического долга», записали солдат и офицеров как взбунтовавшихся частей, так и участвовавших в подавлении восстания в свою армию. Естественно, что первых и вторых разделили по разным подразделениям так называемого Русского легиона чести.

Мало кто из французских военнослужащих удостаивался самой почетной боевой награды – Военного креста. Иностранцы тем паче. А легионер Родион Малиновский был одним из награжденных. Эта награда его чуть не погубила по возвращении в Россию. После окончания Первой мировой войны в 1919 году русских легионеров французские власти попытались бросить на подавление восстания рифов (кочевые племена в Марокко). Вот здесь возмущение легионеров было уже всеобщим: они снова «попросили пароход на Родину».

Французы выполнили требование о возвращении русских военных домой, но, опять же, попытались по максимуму использовать их. Их направляли во Владивосток на пополнение колчаковской армии. Она к тому времени, правда, разваливалась, чем и воспользовался «французский» сержант Родион Малиновский. Ему удалось выпросить у командира части, к которой он был прикомандирован, пропуск на выезд из города. Пробираясь на запад, будущий маршал попал в плен к красноармейскому дозору. Вот тут-то Военный крест 1914-18 годов вместе с книгами на французском языке чуть не стал роковым. Красноармейцы посчитали пленного «колчаковца» со столь интересными находками в его вещмешке антантовским лазутчиком и хотели расстрелять на месте. Но после разбирательств в штабе 27-й стрелковой дивизии Родион Малиновский был зачислен в пленившую его часть.

В 1969 году, уже после его смерти, в «Воениздате» вышли мемуары маршала «Солдаты России». Они целиком посвящены участию будущего полководца в Первой мировой, в том числе и во французской эпопее. Заканчивается книга словами: «И тут в синеватой дымке тонкой каемкой обозначился берег. Теперь уже никто не хотел оставаться в трюмах. Все высыпали на палубу и смотрели, смотрели измученными глазами на родной берег. Люди плакали от счастья, протягивали руки к земле… Миновали один остров, потом другой. Показался Владивосток. Здравствуй, Россия! Что-то ждет на родине?».


Кирилл Нефёдов.

Фото: www.ru.wikipedia.org

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

30 лет вместе

В предстоящий вторник юбилей отметит союз журналистов Приднестровья –...

Поздравление с Днем фармацевта

Уважаемые фармацевты! Поздравляю вас с профессиональным праздником! Фармацевтическая отрасль занимает особое...

Поздравление с Днем музеев

Уважаемые работники музеев и ветераны музейного дела! Поздравляю вас с...

Международный дайджест

Рассказываем о значимых событиях в мире, новостях, приходящих из...

Бессмертный полк

По страницам газеты «Приднестровье» продолжает шествовать «Бессмертный полк». Знание...

Архив