От римского писателя Плиния Старшего мы знаем историю первого в мире портрета. Молодая гречанка, провожая возлюбленного на войну, обвела углем на стене его тень, чтобы в долгие дни разлуки хранить в памяти трепетные воспоминания о времени, проведенном вместе. Конечно, образ на стене мало напоминал современный портрет, но уже выполнял главную функцию этого вида изображения – служил напоминанием о человеке.
Вскоре наличие портрета стало обязательным атрибутом статусности и положения в обществе. Дворяне и бояре заказывали собственные изображения пера именитых художников. Чуть позже место на стенах богатых усадеб заняли портретные фото.
Однако сегодня всё больше людей вспоминают о том, что картина – хороший подарок…
Мария Золотова, современный художник, специализирующийся на написании портретов карандашом, рассказала о специфике своей работы и творческом пути: – Рисование меня увлекло с самого детства, поэтому родители решили отправить меня на обучение в художественную школу имени Фойницкого. Там я познакомилась с первым наставником, привившим мне любовь к творчеству, членом союза художников Приднестровья Олегом Болтневым. Он показал мне всю красочность и глубину мира искусства. Именно благодаря ему после окончания школы поступила на специальность «Художник-оформитель» в столичный промышленно-строительный техникум.
Там случилось новое знаменательное для нашей героини знакомство с мастером группы – Антониной Ермолаевой, пишущей портреты в технике масляной живописи. Тогда-то Мария и поняла, что портрет – ее призвание, несмотря на то, что это одно из самых трудных направлений живописи.
– Сейчас я работаю преимущественно карандашами, но мечтаю освоить написание портретов маслом на профессиональном уровне, ведь это сложный и капризный материал, с которым справится далеко не каждый. В общем понимании художников рисунок цветными карандашами – это графика. Ими удобно контролировать тона и оттенки цвета посредством наложения слоев, – рассказала Мария.
Работа художника по-своему сложна, ведь от твердости руки зависит конечный результат, а увидеть точный оттенок цвета сразу невозможно, но в этом, как говорит Мария, и заключается красота.
– Чем уникальнее внешность человека, тем интереснее писать его портрет. Особенно нравится писать портреты пожилых людей. Они отнимают много времени, но в каждую морщинку я стараюсь вложить любовь и нежность. А еще люблю работать с изображениями смуглых людей. Передать оттенок их кожи очень сложно, но я искренне считаю, что сложность – синоним интересности в работе художника, – поделилась наша героиня.
Несмотря на то, что старшей дочери Марии, Ульяне, пять лет, а младшей, Полине, всего пять месяцев, она старается соблюдать баланс между материнством и увлечением, превратившимся по воле случая в работу. В очередной раз, задумавшись о том, что же можно подарить близкому человеку на праздник, Мария Золотова решила создать первый портрет карандашами. Потянулась целая вереница заказов. Каждому хотелось увидеть изображение любимого человека. Главная задача портрета – служить напоминанием о человеке и моментах, которые с ним связаны. Запечатлевать эти моменты сложно, но сложность, как сказала наша героиня, – синоним интересности, а потому бояться трудных задач не нужно.
Виктор ТИХОНОВ.
Фото из архива Марии Золотовой.