В постсоветский период мы воспринимали цензуру исключительно в негативном, антидемократическом ключе. Основания для этого есть: права человека необходимо отстоять! Так, статья 28 Конституции ПМР гласит: «Средства массовой информации не подвергаются цензуре».
Вместе с тем последовавшие за эти тридцать с лишним лет события показали: абсолютной вседозволенности быть не может. Ни в том, что касается работы СМИ, ни в изложении исторической концепции нельзя полагаться только лишь на чистоплотность отдельных авторов. Требуется некий фильтр, который бы отсеивал откровенно деструктивные, антисоциальные, направленные против государства явления.
Фальсификация истории – одна из опаснейших тенденций. И приднестровцы в числе первых могли убедиться в этом. В конце 80-х минувшего века жители Советской Молдавии столкнулись с поднявшим голову национализмом. Лидеры так называемого «национального возрождения» требовали перевода молдавского языка на латинскую графику (то есть настаивали на фактической замене его румынским), подменяли историю Молдавии историей Румынии, поспешно разрывали связи с единой семьей братских народов, восточнославянским миром. Более того! Молдавия голословно объявлялась «оккупированной» Советским Союзом территорией.
Впоследствии все эти псевдоисторические воззрения были реализованы уже на государственном уровне в РМ. Противодействуя сепаратизму республиканского центра, приднестровцы вынуждены были воссоздать собственную государственность. Что, в свою очередь, явилось официально декларируемой причиной широкомасштабной вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья в 1992 году.
В целом ряде постсоветских стран ревизия исторической картины привела к смене геополитических ориентиров, духовно-нравственных полюсов. Ситуация изменилась до неузнаваемости. Черное стали называть белым, белое – черным. Именно так произошло с темой Великой Отечественной войны.
В отдельных республиках принялись сносить памятники советским воинам-освободителям, реабилитировать нацистских преступников, предателей Родины, коллаборационистов.
Заметим: переписывание истории – удел не одних только маргиналов, дилетантов. На выпуск учебников, открытие интернет-ресурсов затрачены колоссальные средства. И теперь выросло целое поколение людей, которые искренне верят, что, к примеру, американцы освободили узников Освенцима, а «злые большевики насильничали и мародерствовали в Берлине», «бомбили Хиросиму и Нагасаки».
Промывка мозгов закономерно ведет к разжиганию межнациональной розни, очернению недавнего и отдаленного прошлого, разрыву связи между поколениями. «Тот, кто посеял бурю, пожнет ветер». И вот уже на землях, которые отстаивали деды, назревает братоубийственное противостояние.
Фальсификация событий Великой Отечественной послужила одним из факторов, приведших, в качестве ответной меры, к созданию информационной системы «Память народа». Единая база данных позволяет на основе архивных документов восстановить истину, либо, так скажем, максимально приблизиться к ней.
С начала текущего года в РФ должен заработать российский аналог «Википедии». Свободная энциклопедия не всегда корректно подходит к персоналиям, событиям, фактам. Как пример, в ответ на запрос о ПМР получаем (во втором же абзаце): «Согласно административно-территориальному делению Молдавии, большая часть территории, контролируемой ПМР, входит в состав Республики Молдова как автономное территориальное образование». Стоит ли говорить, какую реакцию вызовет в приднестровских школах подготовленный на этой основе реферат.
По логике создателей «Рувики», наличие российской платформы позволит избежать недостоверных, недостаточно компетентных и заведомо чуждых государственным интересам трактовок. Известно, что общий объем материалов на русском языке уже достигает двух миллионов статей. Можно сказать, что это «цензурированная» версия «Википедии».
Вопиющие размеры приняла развернувшаяся по всей Европе борьба с памятниками. Люди, всерьез считающие себя «цивилизованными», оскверняют военные захоронения, сносят монументы.
Совершенно иная картина в Приднестровье, где на государственном уровне реализована Программа по сохранению исторического наследия ПМР и увековечению памяти защитников Отечества.
О недопустимости фальсификации истории постоянно говорит Президент ПМР Вадим Красносельский. Эта мысль лейтмотивом звучит едва ли не на каждом памятном мероприятии.
«Чтобы понимать свое будущее, надо заниматься своей историей, своим прошлым, – подчеркивает глава государства. – История Приднестровья заслуживает этого».
Историю следует знать именно такой, какой она была. Важную задачу в этой связи возлагают на Приднестровский исторический портал. Здесь размещены архивные документы, публикации от ведущих приднестровских историков, краеведов и журналистов. Большое внимание уделено многогранному историко-культурному и духовному наследию.
Достоверная история – чрезвычайно важное условие сохранения гражданского единства, способ противостоять псевдонаучным мифам и, в целом, вовлечению социума в опасные, дестабилизирующие процессы.
Валентин Грюннер.