В этот день в 1355 году в Оксфорде произошло то, что теперь принято называть «Погром на день святой Схоластики». Кабацкая драка между студентами и горожанами вылилась в бунт такой силы, что не помогло даже вмешательство короля Англии. А всё потому, что в XIV веке студенты жили лихо, почти как разбойники, и многие их ненавидели.
Дело было так. Толпа школяров завалилась в таверну, чтобы поесть, напиться и пошалить. Два уже довольно зрелых студента, заводилы, которым подали вино, начали возмущаться его качеством. Позвали хозяина трактира и высказали ему всё, что они думают о его заведении. Тот тоже был непрост, водил дружбу с самим мэром и, естественно, ответил – в еще более грубой и простонародной форме. Началась перепалка, а затем и огромная драка на улицах Оксфорда – настолько беспощадная, что продлилась три дня, унеся жизни сотни людей.
Горожане начали бить в колокол, собирая своих. Студенты в ответ звонили в колокола университетской церкви. Канцлер университета пытался урезонить обе стороны. Он взобрался на помост и начал отчитывать горожан и студентов как малых детей, но из толпы в него полетели стрелы, так что ректор ретировался. Обе стороны разошлись, чтобы вооружиться чем-то повнушительнее: дубинами, посохами, луками, кинжалами и камнями. Но это было только начало.
11 февраля канцлер университета и магистр города пытались погасить конфликт, тщетно издавая указы о запрете на ношение оружия. В и без того охваченный насилием город начали стекаться банды мародеров со всей округи. Одних только деревенских, дорвавшихся до развлечения, собралось около двух тысяч. Сам король Эдуард III повелел жителям Оксфорда сложить оружие и прекратить беспорядки. Любому, кто не подчинился, грозила конфискация имущества. Но тщетно! Горожане наплевали даже на прямой приказ и продолжили погромы.
Через день толпа разгромила четырнадцать общежитий и постоялых дворов, где проживали учащиеся. Большая часть университетского Оксфорда сгорела дотла. Бунт схлынул сам собой, когда каждый горожанин отвел душу, вдоволь поел и выпил из университетских погребов и прибарахлился чем-нибудь ценным. Эдуард III повелел городу выплатить университету 500 крон и еще по одному пенни за каждого убитого студента, а город попал в еще большую зависимость от учебного заведения. Теперь если студент совершал что-то преступное, судили его не местные власти, а свои, университетские, которые чаще всего просто отпускали хулигана…
Хорошо, что мы живем не в средние века, а в современном мире, когда в университетах занимаются тем, чем следует – готовят специалистов по фундаментальным и прикладным дисциплинам. ПГУ им. Т.Г. Шевченко, например, предлагает принять участие в конкурсе «Хрустальный компас». Это престижная международная награда за выдающиеся достижения современности в области географии, экологии, сохранения природного и историко-культурного наследия. Заявки принимаются как раз до 10 февраля!
Лев ХРУНОВ.
Фото: www.factroom.ru.