Так уж случилось, что наша инициатива по созданию своего, приднестровского, союза журналистов (СЖ) не сразу воплотилась в жизнь. Мы с Сашей Квасниковым подготовили текст устава, который сначала был показан юристам тогда ещё существовавшего союза журналистов СССР.
Помог мне с командировкой в Москву мой тогдашний начальник – руководитель радио Приднестровья Александр Радченко. Во избежание конфликта с молдавскими коллегами, примчавшимися в Москву буквально следующим рейсом самолета (кто-то оповестил!), председатель союза Эдуард Сагалаев под благовидным предлогом со мной не встретился. Хотя приняли меня хорошо, помогли с устройством в гостиницу за счёт СЖ, даже обратную дорогу оплатили…
Устав наш изучили и одобрили. А потом началась война. И уже после, в мае 94-го, мы собрались на первый съезд. Председателем избрали Володю Масленникова, тогда заместителя редактора газеты «Днестровская правда». В советские времена сам творческий союз и его отделения возглавляли редакторы центральных, республиканских, областных или городских/районных газет. И когда он возглавил только что созданную республиканскую газету «Приднестровье», мы, в основном члены союза журналистов СССР, полагали, что, несмотря на все трудности «рождения» нового периодического издания, административный ресурс будет ему в помощь. А он, в свою очередь, надеялся на активность членов правления и ответственного секретаря, который возьмёт на себя всю рутинную работу.
Но так случилось, что с помощником в силу ряда объективных и субъективных причин (не буду об этом) не сложилось. А члены правления, как и его председатель, были загружены своими должностными обязанностями. Так что особой активности наш творческий союз не проявлял. Хотя и не без инициативы Володи мы отмечали День печати, на котором по доброй традиции организовывали встречи редакторов газет с Президентом. И, как правило, это был откровенный разговор о проблемах и задачах, которые мы тогда решали. Должна сказать, что такое внимание и поддержка главы государства дорогого стоили.
Николай Тимофеев, его заместитель и в газете, и в союзе журналистов, уже рассказывал о наших встречах с коллегами из Молдовы и Украины. О творческих конкурсах. Так что не буду повторяться. Приходилось председателю решать и рутинные вопросы. Регистрационная палата с завидной регулярностью предъявляла всё новые и новые требования к содержанию устава, а внесённые изменения требовали его новой регистрации. Володя никогда не жаловался, так что об этом мы узнали лишь тогда, когда после его кончины инициативная группа предприняла попытку возрождения деятельности нашей творческой организации.
Хочу поблагодарить специалистов Регистрационной палаты и её руководителя, которые пошли нам навстречу и помогли подготовить и зарегистрировать новый, отвечающий новым требованиям устав, который мы и утвердили на очередном съезде. Тогда коллеги доверили мне возглавить союз журналистов Приднестровья. В правление вошли представители всех городских газет республики, а также наши ветераны.
Не могу не сказать, что при подготовке съезда и во время его проведения возникли «подводные камни». На съезд мы пригласили всех журналистов, но мандаты для голосования были выданы только членам союза, а также членам союза журналистов СССР. Нашлись люди, попытавшиеся по этой причине сорвать проведение съезда. Предложила выдать мандаты всем прибывшим. Начало, естественно, задержали. Но это в итоге не помешало открыть форум.
Доклад, с которым поручили выступить мне, был кратким: немного истории и предложения по активизации, если хотите – возрождению нашего творческого союза. Коллеги активно выступали, с болью говорили о проблемах, которые не могут решить на местах. Прозвучало немало предложений. А с места – предупреждение: мол, создадим свой, альтернативный союз. Правда, некоторые его авторы со временем вступили в нашу организацию. Были на съезде и те, кого потом мы назвали сторонними наблюдателями – представители телевидения, государственного и частного, и радио. Все мои попытки встретиться с коллективами, просто поговорить, упирались в стену глухой обороны – люди заняты очень, у них и так всё хорошо. Так что в составе союза были в основном газетчики.
Как бы то ни было, мы работали. Не так часто, как требовали проверяющие из Регистрационной палаты, собирали заседания правления – все-таки люди мы творческие, нужно газеты выпускать. Но по мере возможности собирались. Когда была необходимость, обсуждали законопроекты, рассматриваемые профильным комитетом Верховного Совета. Вносили свои предложения, участвовали в слушаниях. В период, когда Президентом был Евгений Шевчук, имели место конкретные гонения на коллег в районах. И мы правлением, всем чем могли, пытались помочь. Произошло и резкое сокращение штатов городских газет, возникли проблемы с гонорарами. Пришлось вести активную переписку с госслужбой, юристы которой в своих ответах касались высоких тем, но это не имело никакого отношения к поднятым нами вопросам. Были проблемы с помещением, чтобы собраться на проводимые мероприятия. Торжественный пленум в честь Дня печати проводили, например, в актовом зале техникума коммерции (в этом помогло руководство учебного заведения).
Заметное оживление в наших рядах вызвало проведение ежегодных творческих конкурсов, в которых, кстати, принимали участие и представители радио и телевидения. Не всегда удавалось существенно поощрить победителей, но дипломы и конверты с небольшим денежным «довеском» на первых порах вручать могли. Здесь хочу поблагодарить Игоря Николаевича Смирнова, своим решением выделявшего некоторые средства. В День печати устраивали праздник, называя его торжественным пленумом, который завершал небольшой концерт.
Так и работали. До тех пор, пока я по семейным обстоятельствам не выехала из республики. На очередном съезде председателем союза избрали главного редактора газеты «Приднестровье» Александра Борисовича Карасёва. Он вдохнул в работу организации новую жизнь. Наконец-то члены союза получили свой значок. Был организован музей истории приднестровской журналистики, начала работать школа молодого журналиста. Появилось помещение, где можно собираться членам правления и обсуждать свои злободневные вопросы. Проводятся творческие конкурсы. Журналисты участвуют не только в подобных республиканских мероприятиях, но и во всероссийских, в международных. К 30-летию нашего союза готовится книга о приднестровских журналистах. Но это уже не моя история. Хотя душой и сердцем я остаюсь с коллегами.
Наталья ВОРОБЬЁВА, председатель союза журналистов ПМР с 2010 по 2021 гг .
Фото: www.vspmr.org