3.6 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Кризисы имеют свойство не только начинаться, но и заканчиваться

Российский экономист Владислав Жуковский проанализировал «самочувствие» российской экономики в 2015 году и высказал свое видение ее будущего.

 

 

жуковскийНаступил новый год, и многие эксперты, политологи, экономисты делают прогнозы по поводу того, чего нам ждать от него – в политике, экономике, социальной сфере. К сожалению, аналитические прогнозы не отличаются оптимизмом. Вот и известный российский экономист Владислав Жуковский «обещает», что «нынешний год будет еще хуже», чем год ушедший. Его взгляд на будущее российской экономики жесток и даже мрачен, но мы посчитали возможным ознакомить с ним наших читателей, ибо все процессы, происходящие в российской, мировой экономике, отражаются и будут отражаться на экономике приднестровской. Поскольку мы, пусть маленькая, но частица «мировой структуры». И сделанные российским экономистом прогнозы (будем надеяться, что самые мрачные из них все-таки не сбудутся) позволят нам «принять меры» для минимизации последствий масштабного кризиса – ведь не зря говорят, что «предупрежден – значит, вооружен».

По мнению В. Жуковского, 2015 год был «годом деградации» российской экономики – период «ее распада» начался еще в 2011-2012 годах и в прошлом году достиг кульминации. Это самый серьезный кризис, который Россия переживает со времен гражданской войны. Но Жуковский «успокаивает» – это еще не «дно». По его мнению, российская экономика будет «падать» еще лет пять, если страна не предпримет кардинальных решений, если не слезет «с нефтегазовой трубы» и не станет развивать реальный сектор экономики. Пока же на-дежда на то, что нефть опять по­до­ро­жа­ет, практически иссякла.

Нынешний кризис Жуковский считает одним из самых опасных из всех когда-либо сотрясаемых Россию. «Его опасность состоит в том, что он как «мат­реш­ка», – говорит экономист, – мно­го­вол­но­вый, в котором пе­ре­се­ка­ют­ся сразу несколь­ко кри­зи­сов. С одной сто­ро­ны, это цик­ли­че­ский кри­зис, свя­зан­ный с тем, что ис­чер­пан по­тен­ци­ал ожив­ле­ния после кри­зи­са 2008-2009 годов. Плюс это кри­зис всей струк­ту­ры рос­сий­ской эко­но­ми­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на про­еда­ние неф­те­дол­ла­ров».

Российская экономика уязвима, потому что колониально зависит от уже упомянутых углеводородов и нефтедоллара, от за­ру­беж­ных тех­но­ло­гий и им­пор­та. «С 2000 по 2015 год у нас им­порт вырос в фи­зи­че­ском вы­ра­же­нии в 6-6,5 раз, при этом внут­рен­нее про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство уве­ли­чи­лось всего лишь на 90 про­цен­тов, эко­но­ми­ка – тоже на 90 про­цен­тов, а экс­порт и по­треб­ле­ние – в 3 раза. Мы стали го­раз­до боль­ше по­треб­лять, но про­из­во­дим по-преж­не­му мало, про­во­дим по­ли­ти­ку об­ме­на нефти на ме­ди­ка­мен­ты, про­до­воль­ствие, ма­ши­ны и во­об­ще кра­си­вый образ жизни. По­это­му при де­ше­вой нефти на­чи­на­ет­ся вы­прав­ле­ние дис­ба­лан­сов», – говорит Жуковский.

Его прогнозы относительно крепости российского рубля, стоимости барреля нефти, уровня жизни россиян тоже не отличаются оптимизмом. По его словам, рубль и дальше будет «легко падать» – до 100-115 рублей за доллар, цена барреля нефти может опуститься до отметки 25 долларов (к сожалению, Жуковский как «в воду глядит» – на этой неделе «бочку нефти» торговали уже по 29 долларов. – Прим. ред.). Жуковский, к слову, не считает, что нынешний обвал цен на нефть есть вопрос политический и итог сговора ведущих нефтедобывающих стран. По его мнению, нефть в диа­па­зоне 15-20 дол­ла­ров за бар­рель – это очень хо­ро­шая цена. С этими це­на­ми ми­ро­вая эко­но­ми­ка жила в 70-80-90-е годы, в на­ча­ле 2000-х. «На­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс идет впе­ред, се­бе­сто­и­мость, удель­ные из­держ­ки со­кра­ща­ют­ся, плюс ко всему нефть пе­ре­ста­ет быть стра­те­ги­че­ским ре­сур­сом, о чем го­во­рит сня­тие 40-лет­не­го эм­бар­го на про­да­жу из Аме­ри­ки и же­ла­ние Обамы рас­про­дать часть стра­те­ги­че­ских за­па­сов на рынке. Слан­це­вые тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют до­бы­вать нефть из очень слож­но­из­вле­ка­е­мых ис­точ­ни­ков при по­сто­ян­ном сни­же­нии се­бе­сто­и­мо­сти до­бы­чи, за­кры­вая воз­мож­ные убыт­ки на­ло­го­вы­ми льго­та­ми».

В мире сей­час ко­лос­саль­ное пе­ре­про­из­вод­ство нефти: 1,5-2 мил­ли­о­на бар­ре­лей в сутки в по­след­ние 2 года. На­коп­ле­но из­бы­точ­ной нефти 700-750 мил­ли­о­нов бар­ре­лей – это ре­корд­ное пе­ре­про­из­вод­ство. Ми­ро­вые неф­те­тан­ке­ры за­пол­не­ны на 140-150 мил­ли­о­нов бар­ре­лей. Когда нефть еще упадет в цене, эти тан­ке­ры будут ее сли­вать и про­да­вать, по­то­му что став­ка была сде­ла­на на от­скок нефти, а этого не про­ис­хо­дит. Плюс ко всему ми­ро­вые за­па­сы нефти се­год­ня на мак­си­му­ме: 3 мил­ли­ар­да бар­ре­лей – ком­мер­че­ский запас, 1,5 мил­ли­ар­да бар­ре­лей – го­су­дар­ствен­ные за­па­сы. Столь­ко нефти ре­аль­но ни­ко­му не надо, по­то­му что за­кон­чил­ся 40-лет­ний цикл сни­же­ния про­цент­ных ста­вок в Аме­ри­ке, за­кон­чил­ся цикл де­ше­ве­ю­ще­го аме­ри­кан­ско­го дол­ла­ра, за­кон­чил­ся гло­баль­но-сы­рье­вой цикл, гло­баль­ный «бычий» цикл на сы­рье­вых рын­ках.

Эпоха опе­ре­жа­ю­ще­го роста и раз­ви­тия стран с пе­ре­ход­ной раз­ви­ва­ю­щей­ся эко­но­ми­кой, будь то Ла­тин­ская Аме­ри­ка, Азия, Аф­ри­ка или Ев­ро­па, за­кон­чи­лась. Это хо­ро­шо видно по тому же Китаю, ко­то­рый впер­вые с 1983-1995 годов пе­ре­шел к по­ли­ти­ке де­валь­ва­ции юаня. Видно, что цикл за­кон­чен, гло­бус уже на­пол­нен, все за­кре­ди­то­ва­ны, рынки по­пи­ле­ны, пе­ре­рас­пре­де­ле­ны и осво­е­ны, ко­лос­саль­но на­ду­ты бюд­жет­ные де­фи­ци­ты, кре­ди­ты у до­маш­них хо­зяйств, биз­не­са, го­су­дар­ства. Все – даль­ше сбы­вать уже неку­да, рынок полон. Сей­час будет про­сто гло­баль­ная борь­ба за сжи­ма­ю­щий­ся пирог, гонка де­валь­ва­ций», – прогнозирует Жуковский.

Так что, советует он, следует готовиться к тому, что нынешний кризис будет носить длительный, затяжной и тяжелый по последствиям характер. Прежде всего, для социальной сферы. Качество и уровень жизни россиян изменятся, и, как вы понимаете, не в лучшую сторону. Жуковский прогнозирует, что года через полтора-два 80 про­цен­тов рос­си­ян могут оказаться в со­сто­я­нии хро­ни­че­ской бед­ности.  И это «хождение» вниз по социально-экономической лестнице будет продолжаться, по его мнению, не только в этом году, но и в следующем, 2017-м, и в 2018-м.  Пессимизм Жуковского основан на существующих российских реалиях – та же падающая в стоимости нефть, сужение рынка инвестиций, старение населения, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие среднего класса и др.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что кризисом охвачена не только Россия. Весь мир лихорадит. И мировая экономика под воздействием этой экономической турбулентности уже никогда не будет прежней, гло­баль­ная фи­нан­со­вая схема не будет той же, что мы знали по­след­ние 35-40 лет. По мнению Жуковского, грядет эпоха гло­баль­ных по­тря­се­ний, боль­шо­го фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го, потом со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го и гу­ма­ни­тар­но­го цу­на­ми, до­ро­жа­ю­ще­го дол­ла­ра, рас­ту­щих про­цент­ных ста­вок, кре­дит­но-де­неж­но­го сжа­тия, па­де­ния цен на сы­рье­вые ак­ти­вы, за­ту­ха­ния об­ще­ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го роста. За­ту­хать будут все эко­но­ми­ки, в том числе про­мыш­лен­но раз­ви­тые. Расти будут толь­ко те, кто со­зда­ет хай-тек, вы­со­кие тех­но­ло­гии, ре­аль­ную до­бав­лен­ную сто­и­мость в об­ла­сти эко­но­ми­ки зна­ний. Таких эко­но­мик очень мало: США, Гер­ма­ния, Япо­ния и Китай.

Но неужели все так плохо? Катастрофически плохо? Увы, Жуковский не оставляет поводов для оптимизма – выхода из кризиса на ближайшие три-пять лет он не видит.  Но мы от себя все-таки решили несколько разбавить мрачность его прогнозов. Кризисы имеют свойство не только начинаться, но и заканчиваться. Закончится (должен закончиться) и этот. Главное – выжить.

 

 

Владислав Жуковский –

экономист, ученик профессора МГИМО Валентина Катасонова.

Родился в 1988 году. Окончил бакалавриат и магистратуру МГИМО.

Старший аналитик ИК «Риком-Траст».

Автор многочисленных статей и публикаций в СМИ, ведущий экономических программ на независимом радио и ТV.

 

 

 

Подготовила

Людмила

Михайловская.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив