На ярмарке «Покупай приднестровское!», храмовых праздниках, мероприятиях ко Дню города и Дню Республики можно видеть выставки народных умельцев. Ковроткачество, лозоплетение, изделия из папье-маше и бисера, ювелирные украшения ручной работы… – приднестровцы сохраняют традиционные и развивают новые ремесла.
Среди участников народного клуба декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Самоцветы» десятки самобытных тружеников. У каждого, как отмечает руководитель коллектива Наталья Нагиц, «своя область интересов, своя техника, каждый автор индивидуален, и выбранные направления в основном не повторяются».
Клуб был образован в сентябре 1996 года. С тех пор накоплено богатое наследие: шкатулка постоянно пополняется! Продукцией hand made интересуются земляки и туристы, сувениры попадают в частные коллекции, украшают интерьеры наших домов.
Много лет резьбой по дереву занимается Вячеслав Парпурин, один из мастеров «Самоцветов», участник всевозможных выставок, включая фестиваль национальных культур «Единая семья народов Приднестровья». Резьбой увлёкся ещё в школе под влиянием учителя рисования и трудов. Учился Вячеслав Николаевич в слободзейской русской школе №3. Было это, по его словам, очень давно, около полувека назад. Стоило на трудах познакомиться с техникой резьбы, и это, как теперь модно говорить, «хобби» определило всю его жизнь.
А парень и до того тянулся к прекрасному. Семья простая, отец – водитель. Казалось бы, откуда мог получить импульс?.. Но то было природное, стихийное чувство. Оно передалось и сёстрам, которые также занимались в «художке». Старшая сестра Наталья Осипова стала художником. Её живописные работы экспонировались в Москве. В случае же Вячеслава, определяющей стала именно техника резьбы. Его переполняли жизненные силы. Юноша занимался спортом, интересовался восточными единоборствами. Дерево оказалось тем самым материалом, которому он мог и хотел передать свою энергию.
После школы поступил в Кишинёвское ПТУ-63, окончив которое пошёл на тираспольскую фабрику сувениров слесарем-станочником. В профессиональном дружном коллективе проработал около десяти лет, был бригадиром. Перемены в общественной жизни, распад советской системы привели Вячеслава на распутье. Нужно было найти себя в новых «рыночных» условиях. Выручало ремесло. Мастер стал свободным художником.
Его дом в Суклее – настоящий музей, где редкий элемент внутреннего (и внешнего) убранства не создан своими руками. Вы моментально попадаете в царство резьбы по дереву. Всё, начиная от входной двери, наличников и далее – мебели, каких-то декоративных вещиц, скульптур, – исполнено безотчётно-глубокого чувства, трудолюбия, мастерства…
Семья словно окружена сказкой, где по волшебным, заповедным тропам ходят говорящий лев Аслан из «Хроник Нарнии», слон Хатхи из «Маугли», бородатые гномы, сподвижники Торина Дубощита, грациозные нимфы, беззвучно ступающие по траве или влажному мху; где в ветвях притаились совы, которые, как известно, «не то, чем кажутся», и каждый ствол дерева готов обернуться дедом-лесовиком, а ветка – змеёй Скарапеей, саламандрой, хозяйкой Медной горы, если, конечно, глаз мастера углядит в натуре таинственный образ…
Вячеслав вырезает и православные иконы, на что ему дано благословение. В иконописи необходимо чётко соблюдать канон. Но всё равно каждая работа уникальна.
Ремесло – постоянная кропотливая работа, путь, на котором у всех свои победы и поражения. Каждый проходит его сам, вырабатывая необходимые навыки, свою трудовую философию.
По словам Вячеслава, он с детства зачитывался научной фантастикой, тянулся к неизвестному. Очень любил Ефремова, Стругацких. Сейчас читает мало – бережёт глаза. Но тяга к запредельному осталась. И хотя умельцу приходится повторять некоторые наиболее востребованные, полюбившиеся работы, он всегда ищет нечто новое. Признаётся, что иногда, когда тема вполне освоена, может потерять интерес.
Благо, народное творчество неисчерпаемо, как сама жизнь. Природа не перестаёт вдохновлять, открывать новые горизонты. Фундаментальный дуб, податливая липа, непостоянная сосна, упрямое красное дерево… – всюду своя специфика. Иной раз достаточно взглянуть на изгиб ствола, на структуру древесины, и рождается образ. Иногда же художник долго ходит вокруг да около, прежде чем взяться за резец.
Все эти годы, а именно сорок с лишним лет, на протяжении которых Вячеслав систематически занимается резьбой, с ним набор резцов, купленный ещё в школе. Казалось бы, простые предметы, всего лишь инструменты, но они изменили его жизнь.
А значит, как сказали бы, наверное, знатоки восточной философии, главной работой Вячеслава до сих пор остаётся он сам, человек, вставший на Путь. И кто знает, как далеко заведут «неведомые дорожки» …
Михаил Фернет.
Фото Виктора Громова.