Подобные процессы происходили и на юге Молдавии, в Гагаузии. Гагаузы первыми провозгласили своё государство. И первое силовое давление Кишинёва последовало именно на Гагаузию.
В октябре 1990 года в Гагаузии должны были состояться выборы в Верховный Совет Молдавии. Народный фронт решил преподнести жителям региона урок: автобусы с членами народного фронта вереницей отправлялись на юг, в Комрат. В ответ на это Приднестровье оказало интернациональную помощь Гагаузии. В экспозиции музея есть фотографии с предприятий города, на которых формировались отряды для отправки. И более поздние: уже на улицах Кагула встречают отряды из Приднестровья.
Владимир Перстнёв: «Маховик конфронтации набирал обороты. Появились первые жертвы противостояния. Отряд полиции из Кишинёва пытался прорваться в Дубоссары. Но дубоссарцы образовали живой щит и пытались этому помешать. В ответ полицейские Молдовы открыли огонь на поражение. В результате были убиты жители города Готка, Мицул и Глидюк. Это убийство буквально взорвало общественно-политическую обстановку в Приднестровье. На похороны в Дубоссары съехались делегации из всех городов Приднестровья. По сути, похороны переросли в демонстрацию протеста. Люди шли под лозунгами (и их видно на музейных фотографиях) «Нет национализму», «Убийц к ответу».
Неспокойно было в то время и в самих Бендерах. Сторонники народного фронта Молдовы проводили в Кишинёве свои великие народные собрания. Они пришли к мысли провести их к Варнице. В результате одного такого собрания решено было идти на Бендеры и водрузить триколор на здание горисполкома. В Приднестровье были в курсе таких намерений. На одной из фотографий видно, как рабочие отряды Бендер подошли к границам села Варницы, чтобы предотвратить проникновение народного фронта на территорию города.
Владимир Перстнёв: «К лету 1991 года Молдова перешла к тактике захвата лидеров Приднестровья. Так был схвачен депутат Гимн Фёдорович Пологов, командир рабочего отряда содействия милиции Василий Вит, ряд депутатов различных уровней. Такие же процессы происходили и в Гагаузии, где захватили лидера Гагаузии Степана Топала. А в конце августа 1991 года спецслужбы Молдовы арестовали лидера Приднестровья Игоря Смирнова. Он тогда находился с визитом в Киеве для решения ряда экономических вопросов. Спецслужбы вывезли его с территории Украины в кишинёвскую тюрьму. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения приднестровцев…».
Приднестровье начало блокаду железной дороги в районе вокзала Бендеры-2. Она запечатлена на нескольких экспозиционных фото. Началась акция 1 сентября 1991 года. Женщины перекрыли железнодорожные пути, разбили палаточный лагерь у железной дороги. Требование у забастовщиков было одно: освободить всех задержанных. Акция продолжалась целый месяц, до конца сентября. Молдова пошла «на попятную», и лидеры Приднестровья, в том числе и Игорь Смирнов, были выпущены на свободу.
Интересные экспонаты, относящиеся к этой акции, находятся в фондах Мемориального музея. Ведущие газеты Советского Союза («Комсомольская правда», «Известия», «Правда») широко освещали это событие. Есть в музее номер «Комсомольской правды» (с миллионным тиражом!), передовая статья которой – о забастовке. Есть в фондах и металлическая посуда, которой пользовались забастовщики во время акции, их личные вещи, записи: женщины тогда, «на железке», вели дневники, писали поэтические строки. Есть фотографии, на которых женщины Приднестровья встречают Игоря Смирнова, вернувшегося из кишинёвской тюрьмы. И есть джемпер, в котором он находился в тюремных застенках: его Игорь Николаевич подарил Мемориальному музею Бендерской трагедии.
(Продолжение следует. Начало: https://pridnestrovie-daily.net/kogda-govoryat-fakty/)
Дарья ГОРИЗОНТ.
Фото: http://www.pastvu.com