11.5 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

На родном полустанке

Есть в Слободзейском районе, километрах в двадцати-двадцати пяти от...

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

БЛАГОДАрим за щедрый стол

Завершился очередной сельскохозяйственный год. Анализируя итоги, мы отдаём дань...

Крылья ночных молитв и Страна утренней свежести

Очередной, 19-й по счёту Международный творческий симпозиум «КамАрт» открылся в этом году в стенах православной обители – Кицканского Ново-Нямецкого монастыря. Художники из Приднестровья, России, Молдовы, Болгарии и других стран до конца текущей недели будут писать виды живописного села Кицканы и не только. В октябре, к празднику Покрова и ко дню Тирасполя, мы сможем увидеть и оценить плоды их трудов. А пока в монастырской трапезной открыта выставка картин народного художника ПМР Юрия Салко.

Его творчество – характерный и яркий пример современных попыток синтезировать в искусстве светское и духовное, авангард и древность. Напомним, что Юрий Салко известен далеко за пределами нашего края, его выставки с успехом проходили в разных странах, вплоть до Тайваня, он действительный член академического сената международной академии современного искусства в Риме и так далее. В общем, таких титулов удостаивается далеко не каждый, пусть даже высокопрофессиональный мастер кисти, тут нужна подлинная оригинальность таланта.

Иконописцы стремятся воплотить вечное, абсолютное, трансцендентное, следуя строгому канону. Мир Юрия Салко отчасти напоминает иконопись, но с гораздо большей долей индивидуального, субъективного. В отличие от многих коллег художников, его не привлекает иллюзия глубины пространства или игра солнечного света, он не «останавливает мгновения». Время в картинах Салко измеряется не часами, а эонами, тысячелетиями. Спору нет, трудно передать в красках игру вечно ускользающей изменчивости, прелесть мгновенного впечатления, как делали импрессионисты. Но, быть может, ещё труднее нарисовать саму вечность, как пытается наш художник. Он осмысляет её в библейских, ветхозаветных и евангельских образах-символах. Названия представленных на монастырской выставке картин часто говорят сами за себя: «Эпоха патриархов», «Несущий истину. Посвящение преподобному Паисию», «Крылья ночных молитв», «Се жених грядёт…», «Воздвигшие лозу», «Собиратели тёрна и шиповника», «Восходящий», «Рыбари»…

Среди участников нынешнего симпозиума «КамАрт» есть художник Клеменс Беунгкун Соу из Южной Кореи, поэтически называемой Страной утренней свежести. Профессор Корейского университета, лектор курсов акварельной живописи в нескольких странах Европы, постоянный участник выставок по всему миру, от Белоруссии до Гаити, Клеменс ещё 10 лет назад пытался попасть в ПМР по приглашению наших художников, но тогда его по каким-то формальным причинам не пустили дальше кишинёвского аэропорта. В контексте нынешней тяжёлой международной обстановки взаимодействие деятелей культуры разных стран приобретает особое значение. Приверженность этой «объединяющей и миротворческой» миссии искусства объединяет «КамАрт» и ASROPA – международную художественную выставку, которую Беунгкун Соу успешно организовал в Корее. Картины Юрия Салко экспонировались на этой выставке в Сеуле.

«Хотя кореец не знает русского языка, мы постепенно учимся понимать друг друга без переводчика. Видно, что Клеменс старается проникнуться духом нашей земли и культуры, приднестровские впечатления рождают в нём своеобразные ассоциации, образы. Говоря очень упрощённо, что-то вроде православных куполов на фоне родных ему корейских гор. Конечно, его художественный язык сложен, часто на грани абстракции, но тем интереснее для нас, как видит нашу страну художник иной культуры и менталитета. Хотя опять-таки – искусство тем и замечательно, что преодолевает барьеры. Художникам разных стран всё же легче прийти к взаимопониманию, чем, к сожалению, политикам. Люди искусства, если они на стороне светлых сил, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, всегда хотят вместе делать мир лучше», – отметил Юрий Салко. Может быть, потому что, по словам немецкого живописца-романтика Каспара Давида Фридриха, «каждое подлинное творение искусства зачинается в священные часы, а в счастливые – рождается, часто бессознательно для художников, из неудержимого сердечного порыва…».


Олег Ларин.

Фото: http://www.sarthive.com

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив