4.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Подарок в виде мозаики

Хорошо, когда город становится краше, когда используют современные материалы, применяют интересные дизайнерские решения, сажают деревья, грамотно, с уважением ко всем членам социума подходят к развитию инфраструктуры, благоустройству. И всё же не стоит слишком увлекаться нововведениями. Человек так устроен: мы хотим узнавать в окружающей среде знакомые с детства элементы. А если бы город вдруг изменился до неузнаваемости (пусть и в лучшую сторону), могли бы мы назвать его «своим»?

Архитектурная преемственность важна не только для хорошего самочувствия граждан. Иной раз в погоне за чем-то новым теряем куда более ценные артефакты. Скажем, устроив в квартире евроремонт, отказываемся от книг, семейных фотографий вековой давности. То же самое и в градостроительстве: готовность расстаться с тем или иным объектом только потому, что он кажется «несовременным», представляется опасной. Не хлебом единым!

Возьмём мозаику советских времён. Замысловатые, выполненные на достойном и нередко высоком художественном уровне произведения украшают сельские остановки, стены предприятий и учреждений. Сегодня такой размах мало кому доступен. Скажем, единственная (если автор не ошибается) сколь-либо значительная по размеру мозаика за последние три десятилетия в Тирасполе появилась только во дворе собора Рождества Христова. Это мозаичная икона Андрея Рублёва «Троица».

Неужели забыт (не востребован) опыт мастеров предшествующего периода? Или таковой, по сегодняшним меркам, технически недоступен, просто нерентабелен?

В народе говорят: ломать – не строить. Поэтому наряду с созданием перспективных, «имиджевых» объектов важно ответственно подходить к сохранению исторического наследия. Притом во всей его полноте (не только в отношении того, которому сотни, тысячи лет).

Так, в Слободзее несколько лет назад приняли мужественное решение – сохранить кинотеатр под открытым небом, построенный ещё в 50-х. В столице не так давно началась дискуссия по вопросу сохранения мозаики на торце пятой мебельной фабрики (Шевченко, 66). Вид на лаконичное (в духе, может быть, графики Богдеско), но вместе с тем и монументальное мозаичное панно открывается при въезде со стороны Дубоссар.

К сожалению, обзору мешает приземистая, одноэтажная постройка на переднем плане. Да и сам фасад пятой мебельной как-то не дотягивает до высокого лаконизма и символизма. На панно вечная тема – парень и девушка под сенью дуба (лично мне всегда казалось, что на голове девушки венок из дубовых листьев). Так перед зрителем возникает райская тема, первые люди под сенью Мирового Древа (дуб – символ долголетия), плодородная земля, женщина как воплощение любви, красоты, хранительница домашнего очага…

Автор шедевра Аурел Давид создал своё «Дерево Жизни» около полувека назад. На первый взгляд, художник использовал всего несколько цветов: жёлтый, зеленый, синий. Однако на самом деле, как говорят специалисты, здесь можно насчитать десятки оттенков.

И вот, с учётом распространившейся информации о том, что у фабрики появился новый собственник, по городу, в социальных сетях пошли слухи о якобы готовящемся сносе здания вместе с уникальным произведением.

Честь и хвала приднестровцам, выразившим обеспокоенность судьбой общенародного достояния, культурного потенциала. Со своей стороны городские власти сделали всё, чтобы сохранить мозаику. Даже с учётом реконструкции самого здания.

Как пояснил главный архитектор Тирасполя Виталий Гончаров, объект находится под охраной государства. Новый собственник в любом случае обязан был принять меры для его сохранения согласно закону (на профессиональном языке это называют «обременением»). Вопрос лишь в том, каким именно способом мозаику должны были сохранить.

На начальном этапе рассматривался вариант демонтировать по частям и перенести панно. Но технически сделать это оказалось достаточно сложно. Кроме того, возникла бы следующая проблема: куда поместить произведение?

В итоге, дабы не искушать судьбу, решили оставить всё как есть. Чем немало порадовали общественность. С той оговоркой, что реконструировано будет само здание, но не стена, на которой расположена мозаика!

По словам Виталия Гончарова, новый собственник в лице ООО «Хайтек» представил проект, соответствующий всем требованиям. Здание преобразится, станет современным, но главное – то, что составляло его облик и, без преувеличения, гордость столицы, будет продолжать радовать тираспольчан.

Что касается туристов, мы, быть может, только недавно стали понимать, что людей, приезжающих из-за рубежа, интересуют вовсе не конструкции из стекла и бетона, а то, чего не встретишь в родных краях. Сохранённая мозаика – один из таких узнаваемых элементов, подарок жителям и гостям, напоминание о радушии Советской Молдавии.


Михаил Фернет.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив