4.7 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

А иначе – нельзя

В этом учреждении я была впервые. На подобном мероприятии – тоже. Меня пригласили на семинар в специальную (коррекционную) общеобразова-тельную школу-интернат для неслышащих детей города Тирасполя. На семинар речевого отделения, где обсуждалась тема: «Развитие творческих способностей учеников специальных коррекционных школ». На встрече присутствовали руководители и педагоги, учителя начальных классов, психологи, логопеды и воспитатели.

 

P1680419То, что я увидела и услышала тут, атмосферу, которую ощутила, – не забыть. Дети здесь учатся непростые и в то же время – самые обычные. Детям этим просто нужно намного больше всего: внимания, заботы, слов, объяснений, тепла, терпения. Педагогам, которые их учат, необходимо что-то совершенно особенное, чем прочим наставникам. И это у них есть. Это мое глубокое убеждение. Есть. Вера в своих подопечных, трезвый взгляд на жизнь и невероятная тяга к победе, несмотря ни на что. Стремление к преодолению трудностей, к преодолению сопротивления – против натиска условностей, наперекор тому, что есть, ради того, что должно быть непременно. Вся жизнь как подвиг. Каждый день как очередное достижение. Новые ученики и вместе с ними всякий раз еще более высокие планки. ВысОты, которые обязательно нужно взять. А иначе – неинтересно. А иначе – чего ради? А иначе – нельзя.

 

Работа над собой

 

На этом семинаре речевого отделения школы-интерната для неслышащих детей обсуждали то, что обсуждают даже не во всех обычных школах. Хотя, казалось бы, воспитанников речевого отделения научить бы азам, дать минимум – и хорошо. Но педагоги, работающие здесь, так не считают, они готовы отдавать больше минимума, а главное – готовы учиться сами. Об этом на семинаре говорила Антонина Ворона, психолог высшей квалификационной категории:

– Тема нашей встречи интересна и уникальна – развитие творчества личности педагога и учащихся. Наша сегодняшняя цель не только познакомиться друг с другом и поделиться опытом, но и выяснить, сколько левополушарных и правополушарных мыслителей среди нас. Почему такой вопрос? Потому что левое полушарие нашего мозга отвечает за целостное восприятие этого мира, за упорядоченность и последовательность мышления. А вот правое полушарие отвечает за творческое восприятие, когда информация о мире поступает мозаично, и потом складываются творческие образы. Это очень сложный тип мышления. Природа дарит около 80% левополушарных мыслителей. То есть тех, кто живет по нормам, правилам, как положено, как написано. А правополушарных, хаотично воспринимающих этот мир людей, всего 20%. Такие люди умеют моделировать совершенно незнакомые понятия, идеи, ситуации. Наша сегодняшняя тема очень серьезная, так как мы должны хорошо знать и понимать, как воспринимают и обрабатывают информацию наши дети, учащиеся.

Дошкольный период с 2,5 до 7 лет связан с накоплением тех знаний, которые будут потом являться основой для репродукции, моделирования. С 7 до 12 лет у ребенка развивается творческое воображение. А способность к фантазии появляется в 12-13 лет и развивается до 16. Фантазия и творческое воображение, нужно четко понимать разницу. Творческое воображение – это умение моделировать знакомые понятия, идеи, ситуации. То есть я могу представить себе в 5 лет, что я прыгаю с парашютом? Да, я видела это по телевизору, мне рассказывали об этом, мне это легко вообразить. А вот способность к фантазии – это моделирование принципиально новых идей, понятий, сюжетов и ситуаций. Любому своему ученику до 12 лет предложите изобразить несуществующее животное. Что он сделает? Скомпонует существующие уже части разных животных в одно. Но не придумает нового. То есть наша работа как педагогов должна начаться с 2,5-3-х лет. И работа эта должна быть систематичной и последовательной, а не всплесками, по нашему с вами желанию и настроению. Но чтобы суметь дать и научить, и сам педагог должен быть готов развиваться. Самому нужно представлять собой творческую личность, так как все методы и приемы не зачитываются по бумажке, они обязательно должны быть в голове педагога. Сегодня еще на 80% у нас в обществе развита психологическая инертность, то есть это привычка к шаблонам и стереотипному мышлению. И в первую очередь нам предстоит работа над собой.

 

Совсем немного истории

 

Вообще-то история того или иного события, того или иного учреждения часто бывает, если и не неуместна, то, будем говорить честно, скучна слушателям. Но это смотря как о ней рассказывать. В школе-интернате для неслышащих детей об истории ее создания рассказывают с душой. И вот что говорят. Неподалеку от Сахарны, так часто посещаемой нами теперь, в 1950 году впервые была открыта школа-интернат для глухих детей. Размещена она была на окраине села, среди зеленых садов. В 3 маленьких домиках оборудовали учебные классы. Позже своими силами построили спальный корпус. Повсюду было печное отопление. Водопровод отсутствовал. И воду носили, и печку топили сами, но старшие дети помогали во всём. Возрастной состав учащихся был очень разным: от 7 до 19 лет. Педагогический коллектив – небольшим, 20 человек. Педагогов со специальным образованием было мало. Остальные перенимали у специалистов всё необходимое для работы. К учащимся педагоги относились как к своим родным детям, школа больше была похожа на дом семейного типа. Вскоре на этой территории стали строить новую типовую школу. Это уже было трёхэтажное здание с большими светлыми классами, спальнями, столовой, библиотекой, медпунктом. В 1976 году школа была переведена в город Тирасполь.

А вот об истории создания именно речевого отделения на базе школы-интерната рассказывает Валентина Васильева, директор ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для неслышащих детей»:

– В Чобручах Слободзейского района всегда была речевая школа. Но в 90-е годы там сложилось сложное финансовое положение. Когда я встретилась с руководителем этой школы и он рассказал, что ходит по селу и собирает продукты, чтобы ученикам приготовить обед, то меня это привело в ужас. Тогда я была депутатом городского Совета и написала письмо Президенту Игорю Смирнову с просьбой перевести детей к нам в Тирасполь. Что и было сделано. В 1988 году, когда я стала директором школы, всего здесь училось 460 детей: от 3 лет до 24. Мужики с бородой и усами (улыбается). Было очень тяжело. Единственное, что пугало, – я не знала, как общаться с неслышащими детьми. На самом деле с ними можно общаться, это хорошая категория детей. Да, со своими характерами, со своими принципами. А если говорить о речевом отделении – мы счастливы, когда дети, проучившись у нас какое-то время, позже уходят в обычные школы. Значит, работаем не зря. Есть те, кто ушел от нас в гимназию, в лицей. Учатся они там успешно, нареканий на этих детей никогда не было.

Речевое отделение. Здесь учатся дети слышащие. Для чего же оно нужно? Вот такое – отдельно стоящее и занимающееся проблемами речи. Не достаточно ли будет логопеда в обычной школе? Оказывается, недостаточно. Когда ребенок не выговаривает несколько звуков – это один момент. Но если у ребенка целый набор дефектов речи – тут нужен особенный подход даже к обучению. Об этом и рассказывает Елена Мазур, зам. директора по УВР:

– Речевое отделение нужно для того, чтобы вовремя выявить патологию речи, оказать ребенку квалифицированную логопедическую помощь, а потом вернуть его в обычную школу. Прежде всего, у нас учатся дети, которые страдают общим недоразвитием речи. Такие дети в обычной школе не успевают за другими усваивать учебный материал, потому озлобляются или становятся нерешительными, замкнутыми, конфликтными в общении. Не вовремя оказанная логопедическая помощь влияет на возникновение у ребенка трудностей и при чтении, и при письме. Сначала у нас в речевом отделении было всего 3 учителя и 24 ученика, так как о нас еще мало кто знал. Первые наши логопеды сами составляли программы, потому что такая школа была единственная, не с кем было посоветоваться, не у кого было перенять опыт. Они же вели пропаганду среди родителей и учителей, объясняли, как работать с детьми. Проходили годы, благодаря радио, ТВ, семинарам по обмену опытом, открытым урокам все больше людей узнавало о школе. И вот в этом учебном году только начальная школа насчитывает 10 классов, это 98 детей. В состав педагогов входит 10 учителей начальной школы, 4 логопеда, 3 учителя-предметника и психолог. За 2-3 последних года у нас появилось 7 молодых педагогов, которые относятся к своей работе со всей душой. Так как детки, которые учатся у нас, слабые здоровьем, наши педагоги используют здоровьесберегающие методики, практикуют разминки для глаз, физминутки, развивающие упражнения. У нас очень тесная связь с родителями, они посещают все наши праздники и спортивные мероприятия.

 

Открытые уроки, или Нужное дело

 

В этот день гости семинара посетили 4 открытых урока. Я побывала на одном из них, уроке Лидии Савельевой по развитию речи в нулевом классе на тему «Транспорт». Урок был насыщенным: декларирование хором, заучивание стихов, игра в «Четвертый лишний», использование различных методик для развития четкой речи, для наращивания словарного запаса у детей. При этом отношение учителя к своим подопечным всегда оставалось доброжелательным, терпеливым. Внимательность к каждому, участие в уроке всех детей до единого. И вот ты уже следишь за уроком не со стороны, а незаметно для себя сам становишься его участником, проверяешь свои знания, болеешь за учеников, желая слышать только верные ответы. Дети на занятии активны, заряжены заданным учителем ритмом – постоянно думать, постоянно отвечать, решать поставленные перед ними задачи. Здесь скучать некогда. И отвлекаться некогда. И баловаться тоже некогда. Здесь каждый готов участвовать в уроке, так как знает, что за верный ответ и за активность непременно получит похвалу, одобрительный кивок, улыбку учителя. Учителя, который настолько корректен к детям, что никто из них не чувствует неловкости при неверном ответе. Лидия Савельева поправляет ребят осторожно, предлагая верный вариант настойчиво, уверенно, но без давления. В конце урока ощущаешь удовлетворение: ты, взрослый, тоже работал, тоже отвечал (хоть и мысленно), ты тоже узнал что-то новое для себя. Огромный труд, который стоит за этими 45 минутами урока, поражает. Ребята отзываются благодарностью: они слушают, они слышат. Они постоянно на связи со своим педагогом, со своим старшим наставником. Мягкий голос, легкая улыбка и невероятная доброжелательность хрупкой девушки, педагога Лидии Савельевой очаровали всех присутствующих на открытом уроке. Оттого и отклики коллег были сугубо положительными, а оценки мастерства подачи материала – высокими. Гости семинара отмечали и спокойный, размеренный характер урока, без перепадов настроения, повышения голоса учителя. И темперамент педагога, который, безусловно, «показан» таким деткам.

Ирина Ковбель, Лариса Мирошник, Галина Шенцева-Кабанова, Татьяна Яснюк в тот день провели свои открытые уроки, поделились своим опытом. Отклики были так же положительными. Дети здесь учатся непростые, отмечали гости семинара, много звуков нужно еще поставить, а что самое главное и самое сложное – автоматизировать их. Но по урокам видно, что дети знают, какой должна быть артикуляция, они стараются, у них обязательно все получится. Учительское мастерство было удостоено в тот день таких оценок, как «учитель от Бога», «педагог с нотками материнской заботы», «темпераментный педагог»…

Живыми были и подведение итогов семинара, и обмен опытом между его участниками. Каждый делился своими наблюдениями, своими успехами в работе, методиками, которые принесли им наиболее видимые результаты. А цель у всех оговаривалась в этот день одна: помочь детям из коррекционных школ открыться, почувствовать себя уверенными, полноценными, равными, сильными, не только способными, но и творческими личностями. Педагоги отмечали, что всегда им приходится сталкиваться вот с этим моментом необходимости раскрепостить сначала ученика, а уже потом помогать ему приобрести те или иные знания. И каждый учитель этого раскрепощения учеников добивается по-своему: с помощью своего предмета, своих «хитростей» и своих человеческих качеств. Особенно запомнились слова Ларисы Мирошник, руководителя МО, учителя высшей квалификационной категории:

– Когда к нам приходят детки, которые даже своего имени сказать не могут, а через год обучения у нас становятся совсем другими, общительными, открытыми, то это дорогого стоит. В этом и есть смысл нашей работы. И тогда ты понимаешь, что делаешь нужное дело. И это дает стимул справляться с трудностями и дальше.

 

Татьяна

Астахова-Синхани.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив