Сегодня приднестровцы отмечают День Конституции. Основной Закон был принят на всенародном референдуме 24 декабря 1995 года и подписан Президентом ПМР 17 января 1996 года. С тех пор идеологический фундамент приднестровского общества чётко определён. Но Конституция больше, чем идеология…
Человечество относительно недавно, если смотреть в исторической проекции, пришло к принятию первой Конституции, но всегда стремилось к кодификации наиболее важных для себя знаний. На протяжении веков и тысячелетий эти знания имели религиозный, а не светский характер. Любой закон выводился из определённых мифологем, священных предписаний, установлений (не исключая и священный статус верховного правителя). Таковы все известные нам древнейшие кодексы, вроде законов, составленных царём Лагаша в III тыс. до н. э., вавилонского кодекса Хаммурапи и т.д. Всё это прообразы. В современном же виде первая Конституция вступила в силу в США 4 марта 1789 года. В ней были чётко зафиксированы основные моменты, связанные с такими принципами, как разделение властей и права человека.
На кронверке Бендерской крепости установлен «Памятник Конституции Пилипа Орлика». Историческое название: «Договоры и постановления прав и вольностей войсковых». Соглашение, заключённое в 1710 году с избранным на гетманство Орликом, регламентировало отношения между гетманом и казаками, в силу чего некоторые историки считают данный документ «первой современной конституцией».
Согласно установившейся общемировой практике, в настоящее время практически нет стран без Конституции. И уж, конечно, не имея Основного Закона (либо свода законов), государство не может называться цивилизованным.
Конституция ПМР чётко определяет: «Приднестровская Молдавская Республика – суверенное, независимое, демократическое, правовое государство». В пяти разделах документ регламентирует всё, что касается основ конституционного строя, прав, свобод, обязанностей и гарантий человека и гражданина, основ государственного управления, изменения Конституции, переходных норм и положений.
Но Конституция – не просто «буква закона», требующая механического исполнения. Её нужно читать, осмысливать, потому что, в конечном счёте, это квинтэссенция философии, государственной идеологии. В нашем Основном Законе находим все главные завоевания приднестровцев – и многонациональный состав, и официальное трёхъязычие, и представление о народе как «носителе суверенитета и единственном источнике власти», о референдуме и свободных выборах как «высшем непосредственном выражении власти народа».
Конституция – наш посыл международному сообществу. Тут и заявление о приверженности «общечеловеческим ценностям», и чётко обозначенное стремление «жить в мире и согласии со всеми народами».
И даже тот факт, что приднестровцы подчёркнуто уважительно относятся к истории, культурному, духовному наследию, чтят «память предков», имеет своё высшее юридическое выражение.
Высокий статус Основного Закона отнюдь не случаен. Это, и верно, фундамент, основа государственного устройства «от» и «до». Ни один законодательный акт, ни одно принятое решение не могут ей противоречить.
Иными словами, в отличие от всех прочих философий и идеологий, Конституция не сводится к индивидуальному и даже общественному выбору. Наоборот. Она во многом и определяет, резюмирует сделанный выбор.
Михаил Фернет.
Фото: https://gsin.gospmr.org/