В выходные перед зданием театра им. Надежды Аронецкой можно было наблюдать настоящее стихийное чудо – миграцию любителей тонкого юмора и… женских слез. Мигрировали ценители прекрасного сначала в зрительный зал, а затем в ближайшую аптеку у бульвара Гагарина – за салфетками.
Очень уж трогательно, до слез получилась «Варшавская мелодия» – дебютная постановка Артема Мазура в роли режиссера. Он же и главный герой Виктор – студент, прошедший войну, будущий винодел. Роль главной героини Гелены – студентки консерватории из Польши, в будущем прославленной певицы, исполнила Юлия Ткаченко.
Они познакомились случайно на концерте Шопена – он купил билет «с рук» у подруги по общежитию Гелены или, как ее ласково называл главный герой, Гели, сел рядом в четвертом ряду седьмым слева, а затем… влюбился.
– Как вас зовут? – спрашивает Виктор.
– Тс-с! – Геля отмахивается, вслушиваясь в музыку.
– Как вас зовут? – чуть тише спрашивает герой.
– Тс-с! Музыка! – она укоризненно показывает указательный палец соседу.
– Вот так, – обращается он в зрительский зал, – вот так я влюбился в музыку.
Любовь к музыке Виктор, он же «Витэк» на польский выговор возлюбленной, пронес через всю жизнь. Таким, видавшим жизнь, прошедшим войну, нашедшим любовь и потерявшим ее, и вышел в начале спектакля главный герой к замершим во внимании зрителям. Эту памятную встречу, говорит, не просто не забыл, а помнит во всех подробностях – даже билет хранит до сих пор, спустя двадцать лет…
Мотив памяти проходит через всю постановку. Он помнит все ее оговорки в словах, перекресток улиц в Варшаве, на котором она назначала свидание не ему, ее «точность – это вежливость королев», его первый галстук, который она подарила ему в Новый 47-й год… А она износила туфли – его подарок, на который он зарабатывал ночами, разгружая вагоны, из-за которого проспал новогоднюю ночь, помнит его голос и на каждом выступлении, даже спустя десять лет после расставания, ищет его взглядом в четвертом ряду седьмым слева…
Сердце щемит от трагизма, величия любви и тяжести истории. Мотив памяти не только первой любви, но и войны – вот те тени, которые преследуют актеров на протяжении всего спектакля. Выходит, что на сцене не двое, а четверо. Острые, точные шутки и Гелино «Витэк, а хочешь, я тебя развеселю?», за которым следует история о евреях и о том, как она, еще совсем ребенок, перевозила их из одного населенного пункта в другой. Его «видишь, что ты наделала своей серьезностью?» и праздность в мире, который не терпит праздности, – вот, что разбивает и без того хрупкие сердца зрителей. Вот то, о чем умолчали афиши, но что незримо витало в воздухе еще перед началом спектакля, сейчас нам напомнят, что такое любовь и как это все-таки сложно – любить.
Свет не успевает погаснуть, а первые ряды уже стоят. «Спасибо!» – кричит кто-то из зала, за эмоции, за чувства, за напоминание, за слезы и за веру в искреннюю любовь. «Молодцы», – подхватывает появившийся на сцене главный режиссер театра Ахмадиев, и зал подхватывает: молодцы, ребята, ведь пьесу, где играют всего двое, прожило несколько сотен, а предстоит прожить еще, по меньшей мере, тысячам.
Дарья Долженко.
Фото автора.