Строго говоря, рисование акварельными красками является не стилем, а техникой. Но в случае с художником Игорем Мосийчуком виртуозное владение этой сложнейшей техникой дошло, кажется, до полного слияния глаза, души и руки, которая держит кисть. Можно назвать это высоким мастерством, а можно и чудом искусства.
Мокрая, рыхлая бумага впитывает растекающиеся потоки краски, которые вначале кажутся просто аморфными пятнами. Однако мастера это не пугает, ведь он знает секрет преображения первозданного хаоса в тончайшую лирическую гармонию, которая сродни музыке. Конечно, достичь ее непросто, один неверный мазок может непоправимо все испортить – такова особенность акварели, не любящей «перекрытий». Магия мягкости, прозрачная нежность и лирика здесь достигаются только твердой, меткой рукой «стрелка, который должен сразу попасть в цель». Неудивительно, что в юности Игорь Петрович, будущий «чемпион акварельного стиля», успешно занимался спортом.
К сожалению, выдающийся маэстро не дожил до своего 60-летия чуть меньше года. Юбилейная выставка памяти народного художника ПМР Игоря Мосийчука, недавно открывшаяся в Приднестровском государственном художественном музее, – подведение итогов творчества, прерванного в расцвете. Грустно сознавать, что безвременно ушел один из лучших наших художников, известный далеко за пределами нашей маленькой республики, достигший международного признания своего таланта. В том числе в двухмиллиардном Китае, где акварельная живопись имеет богатейшие тысячелетние традиции. Знатоки искусства из Поднебесной оценили по достоинству пейзажи Игоря Мосийчука, ознакомившись через них с красотой Приднестровья: его земли, неба и воды, его холмов и долин, полей и лесов, садов и лугов… Чего стоит один Днестр, присутствующий в бесконечном своем разнообразии на большинстве акварелей мастера. А виды Рыбницы, в которой художник жил много лет и с которой глубоко сроднился, панорамы ее живописных окрестностей, где природное и человеческое словно перетекают и дополняют друг друга. И многое, многое другое. Неисчислимые чудеса осени, зимы, весны и лета. Художник так глубоко чувствовал и любил природу, что для вдохновения ему достаточно было просто выйти на балкон и еще раз увидеть виденное многажды, но заново. Ведь нет двух одинаковых дней и даже часов, постоянно меняется освещение, конфигурация облаков, оттенки листвы… Игорь Мосийчук без ложного пафоса сумел воспеть наш край на полусказочном языке акварельной живописи. В его пейзажах всегда есть место для поэзии и тайны. Он приглашал зрителя к сотворчеству, активировал наше воображение, убеждал в том, что мир прекрасен, утверждал непреходящую ценность каждого прожитого мгновения. Кроме того, будучи педагогом, он учил этому юные поколения художников. Хотя, по словам самого Игоря Петровича, есть секреты, которым невозможно обучить. Они-то и составляют суть художественности, отличают оригинальный талант (каких мало) от добротных ремесленников, которых гораздо больше. И все-таки он считал Приднестровье очень богатым талантливыми людьми.
Передать словами обаяние акварелей Мосийчука так же нереально, как «рассказать» музыку. Здесь особенно уместен афоризм: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому приходите и смотрите. Выставка продлится до начала апреля.
Олег Ларин.