13 мая
Столовый нож и кардинал Ришельё
Выдающийся французский государственный деятель герцог де Ришельё (1585-1642) добавил к своему громкому имени еще один лучик славы. Тот, который и поныне играет на стальных лезвиях всех бесчисленных столовых ножей в мире.
Именно в этот день 1637 г. кардинал, наживший при дворе французского короля Людовика XIII множество врагов, приказал закруглить все кинжалы, которые подавались к столу и использовались за едой. Весьма вероятно, что деликатному Ришельё таким образом также хотелось покончить с дурной дворянской привычкой – ковыряться во время трапезы острием кинжала в зубах.
Что говорить, эта информация корректирует наши сильно идеализированные представления о быте и нравах французской аристократии даже в пору ее наивысшего расцвета. На самом деле все эти герцоги, графы, виконты, маркизы, обладатели неимоверно длинных и пышных титулов, раззолоченные и разодетые в пух и прах – все они в быту нередко вели себя, как варвары. Впрочем, мы судим людей первой половины XVII века с позднейших позиций, а так оценивать прошлое – дело ошибочное. Кстати, даже вилка войдет в обиход позже, а тогда аристократы неплохо управлялись со своими роскошными яствами с помощью двух кинжалов. В общем, дело вкуса и привычки.
Был ли сам кардинал Ришельё достоин смертельного удара кинжалом? Безусловно, как и любой влиятельный политик в те жестокие времена. Но в равной мере он достоин восхищения. Ришельё был не только «гроссмейстером» интриг, основателем первой в Европе крупной сети шпионажа, хитрым и ловким дипломатом. Он также был автором множества прогрессивных для своей эпохи социальных и экономических реформ, направленных на укрепление государственной мощи Франции. Будучи первым министром короля и фактическим руководителем государства, он способствовал развитию торговых отношений с разными странами, включая Россию. Успешно воевал с англичанами и австрийцами, подавлял восстания гугенотов (так в католической Франции называли протестантов-кальвинистов). Вообще же для своего времени этот кардинал был скорее веротерпимым, стремился к мирному сосуществованию разных религий. Понимал, что за этим будущее. Конечно, крови он тоже пролил немало. Жестко боролся со спесивой аристократией, ограничивал ее привилегии, в том числе запретил дуэли. Многократно раскрывал заговоры против короля. Одновременно стимулировал предпринимательство, строительство мануфактур. Основал Французскую академию, назначив пенсию самым выдающимся и талантливым художникам, писателям, архитекторам. Вообще кардинал Ришельё много способствовал развитию наук и искусств во Франции.
Интересно, что кардинал придавал такое же огромное значение развитию французского военного и торгового флота, как впоследствии Петр I в России. В чем-то две эти фигуры были родственны, хотя наш царь выглядел великаном-здоровяком, а кардинал с детства отличался хилостью и болезненностью. Говорят, что, посетив Париж, русский царь обнял статую на могиле Ришельё и произнес: «Я отдал бы половину моего государства такому человеку, как ты, чтобы он научил меня управлять другой половиной». В общем, Александр Дюма, нарисовав в «Трех мушкетерах» образ скрытного, жестокого, лживого, лицемерного кардинала Ришельё, был неправ, что впоследствии сам признал. А еще кардинал невероятно любил кошек, коих у него было четырнадцать. С этой командой он играл каждое утро, откладывая все государственные дела.