14.8 C
Тирасполь
Среда, 18 сентября, 2024

Популярное за неделю

Hаучить, воспитать, увлечь

Об этом говорили на образовательном форуме в Санкт-Петербурге. В дни...

И лет минувших не считая, к студентам снова ты идёшь…

Это строчки из стихотворения Николая Пузова – кандидата филологических...

К взаимодействию государства и церкви

В Доме официальных приёмов прошла встреча Президента Вадима Красносельского...

Внимание каждому гражданину

Руководителей представительного и исполнительного органов власти Каменского района принял...

Форум от минпроса. О важном

«Образование в цифровую эпоху: вызовы и решения» – под таким названием прошло пленарное заседание республиканского педагогического форума. Министр просвещения Светлана Иванишина выступила его модератором. Нужно отметить, что благодаря Светлане Николаевне мероприятие стало не только познавательным, насыщенным полезной информацией, но и лёгким для восприятия. Потому два часа пролетели незаметно, хотя и говорили о важном, серьёзном, актуальном.

Сегодня никто не сомневается, что цифровизация образования не только неизбежна, что она уже случилась. «За последние 5 лет система образования Приднестровья претерпела кардинальные изменения, продиктованные вызовами, временем и необходимостью адаптации к новым условиям, – справедливо отметила министр просвещения Светлана Иванишина. – Пандемия коронавируса стала мощным стимулом для ускорения цифровой трансформации, заставив нас искать новые подходы к обучению, применять инновационные решения. В 2020 году на базе системы дистанционного обучения Moodle была создана образовательная платформа «Электронная школа Приднестровья». Она объединила в себе материалы по всем учебным предметам с 1-го по 11-й классы, стала важным инструментом в организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения. На портале размещено более 17000 уроков, содержащих ссылки на видеоуроки, классные часы, и более 400 учебников на трёх официальных языках». За последние 4 года платформа активно пополняется актуальной информацией по профориентации, учебными материалами для обучающихся и педагогов.

Эта платформа стала неотъемлемой частью образовательного процесса и помогает обеспечить непрерывность обучения в сложные периоды. В 2021 году в республике была введена в эксплуатацию система «Электронный журнал», новейшая система учёта успеваемости для школ и других учебных заведений. Инструмент для администрации и учителей, который облегчает их ежедневный бумажный рутинный труд. А электронный дневник школьника – удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи ребёнка и всегда быть на связи со школой.

За пятилетний период число компьютерных классов в образовательных учреждениях республики увеличилось на 13 % по сравнению с 2019 годом. В настоящее время функционируют 185 компьютерных классов, 38% из них были созданы за счёт республиканского бюджета, 44% – за счёт местного бюджета. Также уделяется внимание созданию электронных библиотек. Техническое оснащение образовательных учреждений республики за последние 5 лет существенно улучшилось, большая часть школ подключена к высокоскоростному интернету, приобретено более 2000 ноутбуков для оборудования автоматизированного рабочего места учителя. В образовательных учреждениях активно используют другие технические средства, такие как интерактивные доски, проекторы и телевизоры, что способствует более эффективному усвоению учебного материала учениками и повышению мотивации к обучению.

«Цифровизация обучения сопряжена и с вызовами, среди которых и неравенство доступа к информационным технологиям, и проблемы информационной безопасности и конфиденциальности данных. Решение этих вызовов требует системного подхода, совместных усилий педагогов, администраций школ, государства и общества. Я уверена, что все вместе мы решим эти проблемы и будем способствовать прогрессивному развитию нашего общества и в частности образовательного процесса Приднестровской Молдавской Республики», – сказала Светлана Николаевна.

Спикерами форума на тему «Цифровые трансформации в образовании. Роль учителя» стали учитель математики высшей квалификационной категории Елена Горохова и учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тамара Штырбул. Оба педагога учат ребят в Бендерском теоретическом лицее им. Л.С. Берга. Каждая из них использует в работе информационные технологии смело, с интересом продолжая учиться новому, иногда прибегая к помощи своих учеников, а иной раз помогая им в освоении той или иной обучающей платформы.

Как отметили спикеры данной темы, их общий педагогический стаж на двоих составляет 91 год. Потому их мнение об искусственном интеллекте в образовании было особенно интересно услышать. «Я уверена, что ИИ открывает новые возможности и снижает загруженность учителя, – сказала Тамара Савельевна. – Он помогает в подготовке к уроку. Я формулирую ИИ запрос и мгновенно получаю ответ. Например, я прошу его написать мне план факультативных занятий для подготовки к олимпиаде по математике, задаю какие-то параметры, и нейросеть, ChatGPT в своей бесплатной версии пишет мне вполне приличный план, который можно взять за основу. Потом я прошу его проанализировать свой же план, он выдаёт плюсы и минусы, и я прошу написать его ещё один план с учётом минусов. Представьте, что рядом с вами личный ассистент, компетентный во всех вопросах, никогда не уйдёт на больничный, отвечает 27/7, в хорошем настроении, всегда рад помочь». Оппонент Тамары Савельевны Елена Святославовна тоже за ИИ, но она, в свою очередь, говорит и о его минусах. Так она отмечает, что нейросеть иногда так старается помочь, что начинает фантазировать, придумывать. Не всегда знает всех значений многозначных слов, а для неё как филолога это важно. Ещё один из недостатков в том, что, проверяя домашнее задание ученика за учителя, ИИ не будет учитывать личность ребёнка, его рост в знаниях по отношению к себе вчерашнему.

Присутствовавшие в зале педагоги со всего Приднестровья откликнулись на выступление на тему «Цифровая безопасность» Александра Димитрогло, министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. «Цифровизация – это сегодня реальность, – начал своё выступление Александр Витальевич. – Мы все живём в современном обществе. И банковские услуги, и доставка еды, и взаимодействие с государством – всё цифровизуется. Но нужно понимать особенности и риски, которые есть. Существует несколько аспектов цифровой безопасности. Первый – технический. Это обеспечение правильного технического контроля за данными, которые содержатся в школе и которыми обладает ребёнок. В отношении детей важным является, на наш взгляд, использование систем родительского контроля. Второй момент – психологический. Что актуально и для учеников, и для педагогов. Это и психологическое давление в виде угрозы распространения компрометирующей или фейковой информации и даже установление доверительных отношений с целью получения персональных данных». Александр Витальевич пообещал, что в ближайшее время в минпрос будут направлены соответствующие рекомендации по цифровой безопасности.

В заключение пленарного заседания Светлана Иванишина задала ИИ вопрос, может ли он заменить педагогов в вопросе воспитания учеников. Ответ оказался очевиден – не может.


Татьяна Астахова-Синхани.

Фото Виктора Громова.

Новые статьи

Работа на результат

Развитие рынка труда в соответствии с потребностями экономики –...

Ситуация на местах

На селекторном совещании в начале недели Президент спрашивал о...

Посвящение в студенты

В рыбницком политехническом техникуме пополнение – в нынешнем году...

Одним абзацем

⬥ Правительство предложило продлить налоговые льготы для поддержки бизнеса...

По стопам отца

Работа в сельском хозяйстве – это особый уклад жизни...

Архив