Кому-то чёрно-белая фотография может показаться анахронизмом. Дескать, мир красочен, а современная фототехника может передать его с точностью до малейших деталей. Да, это так, но именно чёрно-белым снимкам присущи неподдающаяся объяснению магия, можно сказать, загадочность, искренность, а главное – вневременность. Как сказал канадский фотожурналист Тед Грант: «Когда вы снимаете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы переключаетесь на чёрно-белую фотографию – вы запечатлеваете их душу».
Именно чёрно-белые фотографии составили большинство из 70 работ, представленных на проходящей в Тираспольской картинной галерее персональной выставке «Следы творчества» фотокорреспондента нашей газеты Виктора Громова. «Впервые с работами Виктора я познакомился в газете «Кировец», издававшейся на заводе «Точлитмаш». Когда зарождалась наша республика, эти снимки можно было встретить и в городской газете «Днестровская правда». Я очень рад, что он сегодня работает у нас в редакции», – заметил на открытии выставки главный редактор «Приднестровья» Александр Карасёв.
Автору этой публикации многократно доводилось работать в паре с Виктором Громовым. Я же освещал и предыдущую его персональную выставку в Тираспольской художественной школе им. А. Фойницкого. Был свидетелем, как рождаются снимки, включая и представленные на выставке. Порой недоумевал, чего ждёт мой напарник, прицелившись объективом. Почему не нажимает на кнопку затвора? Это потом, когда уже видел снимок, понимал, что он ловил финал, кульминацию происходящего. Во время открытия экспозиции не раз пришедшие поздравить коллегу, а заодно посмотреть его ещё не выставлявшиеся ранее работы мастера «игры света и тени» упоминали имя основоположника современного фоторепортажа в стиле «уличного снимка» французского фотохудожника Анри Картье-Брессона. Он выдвинул концепцию «решающего момента». Она заключается в том, чтобы дожидаться и подлавливать момент, когда сцена достигает сюжетной кульминации и визуальной выразительности. Именно «уличная фотография» и «решающий момент» являются основой творчества Виктора Громова. Герои его работ, как правило, безымянные. Это и спешащие прохожие, и отдыхающие перед дальней дорогой водители междугородных маршруток, и радующиеся ещё одному пройденному учебному году школьники. То есть люди, окружающие нас в обыденной жизни. «Не раз по долгу работы был в медучреждениях, где проходили лечение люди с COVID. Конечно, тягостное впечатление производит этот репортаж, если его собрать. Общаясь с врачами в ординаторской, видя их уставшие лица, которым отведено на передышку полтора часа, и опять надо переодеваться и идти ухаживать за больными, ставить капельницы, следить за их давлением, сахаром и т.д. и т.п., чтобы спасти этих людей, я понял, что значит их труд. А для них это повседневная работа. Какие человеческие «бриллианты» встречаются в нашей глубинке!» – заметил Виктор Владимирович.
Да, в студии можно сделать шикарнейший фотопортрет с выставленным по всем правилам светом. Можно придумать постановочные кадры, но теряется искренность и красота непосредственности. А в работах Виктора Громова это всё присутствует. Даже когда речь идёт не о запечатлённом «решающем моменте», а о портрете на фоне. Люди выходят естественными. Пример – снимок «Хозяин трюма (Маслопуп)». «Маслопупами» на флотском жаргоне зовутся судовые механики и мотористы. В данном случае был запечатлён работник судоремонтной бригады бендерского речного порта. Виден во всей красе человек труда, искренне преданный выбранной профессии. Или фотография «Неформальная встреча», на которой изображены селяне-соседи, что-то празднующие. Как удалось Виктору заставить позировать на фотокамеру собаку, ставшую одним из героев этого снимка, – его профессиональный секрет. «Быть фотохудожником – не только создавать что-то новое, но и видеть, чувствовать красоту. У вас уникальны стиль и подход к съёмке, который определяется личным опытом, эмоциями и предпочтениями. Ваши работы всегда насыщенны и гармоничны по цвету и необыкновенно привлекательны в развитии. Ваша любовь к Приднестровью является вдохновляющим примером для нас всех», – отметила на открытии экспозиции представитель госадминистрации Тирасполя и Днестровска Анна Корыстылева.
Не менее интересны и пейзажные работы Виктора Громова. Часто выезжая в командировки по приднестровским городам и весям, он просит редакционных водителей остановить машину, чтобы запечатлеть красивейшую природу нашей страны. «Всё очень красиво. Выставка впечатлила. Очень понравились зимние снимки. Скоро Новый год, а снега у нас нет. Отвык от него. Хоть на фотографиях его увидел», – сказал в интервью воспитанник Тираспольского Суворовского училища, представившийся Артёмом. Или вот ещё одно мнение о пейзажных работах Виктора Громова, но на сей раз его коллеги фотографа Андрея Азаренко. «Хожу и просто удивляюсь. Одна работа лучше другой. А эта меня вообще потрясла», – сказал он, показывая на снимок Днестра со столичной набережной, названный «Перемена времен года». Действительно, в кадре и деревья с жёлтой листвой, и снег. Привлекает манера исполнения этой работы. Складывается впечатление, что это не фотоснимок, а живопись. Видимо, сказалось то, что фотографией Виктор увлёкся, обучаясь в художественной школе. «Если говорить об отснятом материале за эти пять лет, то можно составить не одну выставку. Чаще бывать не в интернетовском общении с людьми, а с людьми, которые видят настоящую фотографию, которую можно взять в руки, тогда будет другое общение. Можно сделать не только персональную выставку, но и в рамках фотоклуба «Поиск», в рамках союза фотохудожников, в рамках газеты «Приднестровье», которая представляет мои фоторепортажи. Поэтому, наверное, надо делать небольшие выставки, например, посвящённые тому или другому событию, состоящие из десяти-пятнадцати работ», – заметил Виктор Громов. Выставка продлится до 26 января. Приходите, не пожалеете.
Кирилл Нефёдов.
Фото Валерия Кругликова.