Домой Культура Искусство иконописи: путь к мечте

Искусство иконописи: путь к мечте

0

Как часто, бывая в храме, вы задумывались о тех, что возводил и расписывал эти стены, украшал фресками окна, выкладывал пол? Кто были эти люди, и с нами ли они еще? В старых, пропахших ладаном и воском храмах, дух времени витает в воздухе, заставляя верующих ниже склонять головы. Но кто придает возвышенности новым, еще недавно построенным церквам и реставрирует облупившиеся от времени стены старых? Кто эти люди?


Иконописцами почему-то представляются старцы с длинными бородами, чьи руки цвета кожи святых на самих иконах. Но мало кто встречал молодого, сильного духом и телом человека, посвятившего жизнь не просто служению Богу, а работе в доме его. Наш герой, Александр Голдобин, на старца вовсе не похож, ему тридцать шесть, он полон сил и энтузиазма. Общее с образом классического иконописца – лишь борода и настоящая преданность своему делу.

Александр родом из, как он сам говорит, солнечного города Бендеры. История становления нашего героя начинается с одиннадцати лет. Именно тогда родители, заметив стремление сына к рисованию, отдали Александра в Бендерскую детскую художественную школу им. В.М. Зюзина, где будущий иконописец попал к первому наставнику, которому благодарен и по сей день, педагогу по акварельной живописи Екатерине Семеновне Бричак.

Обучение длилось пять лет, окончил школу Александр с красным дипломом. В двадцать лет наш герой уехал на заработки в Москву, на стройки, но уже там, в самом начале своего пути, начал ощущать душевную пустоту, бессмыслицу постоянной гонки за деньгами. Тогда-то Александр впервые задумался об иконописи.

– Я всегда стремился к Богу, к православной церкви, поэтому долго решаться на этот значимый шаг не пришлось. Обучался тонкому искусству в Иконописной школе им. Преподобного Алипия Печерского в городе Дубны. Это единственная школа в России с заочным отделением. Приезжали на учебу ребята со всех уголков России, были из Киева и даже из Аргентины, – рассказал наш герой.

Обучение длилось целых пять лет, и если на первом курсе в группе с Александром учились тридцать два человека, до защиты диплома дошло всего пятеро. После каждого курса учеников отправляли на практику расписывать храмы по всей России. И даже сейчас после окончания обучения мастеров приглашают работать в другие страны.

Недавно Александр закончил расписывать огромный Богоявленский храм в Казахстане, городе Алматы. А на данный момент работает в Татарстане, начал роспись храма в честь Архангела Михаила.

Расписывает дом Господень, как правило, целая команда. Сейчас с нашим героем работает еще трое мастеров, у каждого из которых свои задачи. Есть в команде знаменщик – человек, занимающийся разметкой, наносит первоначальный рисунок и его роскрышь (распределение первого слоя красок внутри контура), другой мастер специализируется на орнаменте и шрифтах, третий занимается разделкой одежды, но самое важное место в команде отводится человеку, который пишет лики святых. Помещение в тысячу квадратных метров такая команда расписывает около года, потому что работа кропотливая и сложная, ведь важно не только правильно изобразить библейские мотивы, но и верно просчитать, как рисунок ляжет на стены храма, поскольку из-за строительных лесов посмотреть на изображение в целом практически невозможно, работать приходится «вслепую».

Путь иконописца, как и каждого творца, сложен и тернист. Мастеров тонкого искусства даже в такой огромной стране, как Россия, мало, а очередь на роспись храмов может длиться годами, что уж говорить о нашем Приднестровье? Здесь, в Бендерах, у Александра осталась мама, Анастасия Михайловна, которая с гордостью и материнской любовью показывает друзьям и знакомым работы сына и ждет, когда из дома Господня ее Саша приедет в отчий дом, возможно, не только навестить ее, но и остаться, чтобы передать нашим приднестровским умельцам толику знаний и умений, приобретенных за время обучения искусству иконописи. А пока Александру по-прежнему тридцать шесть, и он только в начале пути, хоть технически все знает и умеет. И по его мнению, самое главное в иконописи – вера не только в Бога, но и людей, которые будут приходить в храм с чистыми помыслами и открытым сердцем, чтобы, уходя из него, продолжать нести в мир добро.


Анна ВАСИЛЬЕВА.

Фото из архива Александра Голдобина.

Exit mobile version