24 января 1919 года стало чёрной датой в истории казачества. В этот день был подписан циркуляр «Об отношении к казакам», положивший начало уничтожению всего сословия. Развязанный террор коснулся каждой казачьей семьи. По разным подсчётам, было физически уничтожено от одного до двух миллионов по всей Российской Империи, не говоря уже об оказавшихся в вынужденной эмиграции. Репрессии затронули всех без исключения – донских, кубанских, терских, астраханских казаков…
В прошлом году Президент Вадим Красносельский подписал указ о включении Дня памяти жертв политических репрессий казачества (24 января) в перечень профессиональных праздников и памятных дат, подчеркнув тем самым, что в Приднестровье помнят не только о героических, но и чёрных, траурных страницах.
Директива о расказачивании полностью развязывала палачам руки в отношении людей, принимавших присягу «За веру, Царя и Отечество». В циркулярном письме Оргбюро ЦК РКП (б) отмечалось, что необходимо «признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления». В частности, предлагалось: провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью; конфисковать хлеб и заставить ссыпать излишки в указанные пункты (это относилось как к хлебу, так и к другим сельскохозяйственным продуктам); провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет найдено оружие после срока сдачи.
Пришедшие к власти борцы за мировую революцию открыто признавали казачество «контрреволюционной силой», «опорой самодержавия». Результат не заставил себя ждать: истреблённое физически, ликвидированное как воинское сословие, веками представлявшее собой элиту, потомственное, лучшее войско, чрезвычайно манёвренную кавалерию, казачество было отныне вычеркнуто со страниц героической отечественной истории.
А ведь быть казаком означало не только блестяще владеть навыками верховой езды, обращения с холодным оружием. Это, прежде всего, сознание, дух, менталитет; на генетическом уровне воспринятая предрасположенность к преодолению тягот и лишений ратного труда. Столетия службы на границе воспитали в казаках мужественность, отвагу, братскую взаимовыручку.
Приднестровье издавна называли «казачьим краем». За освобождение наших земель от иноземного ига веками боролись запорожцы. А в ХVIII веке весомый вклад внесли представители черноморского казачества наряду с другими сословиями, этническими группами, заселявшими опустошённый ногайцами регион.
Потомки тех переселенцев, сохранившие традиции предков, также угодили в жернова классовой борьбы. После Октябрьской революции и в кровавые тридцатые годы многие из них были раскулачены, высланы, расстреляны, о чём свидетельствуют исследования, проведённые на бастионе «Владимир» Тираспольской крепости, где производились массовые казни. В наши дни вблизи этого места, на Мемориале жертв политических репрессий, чтут память невинно убиенных. Цветы к братской могиле – здесь захоронены эксгумированные останки – возлагают первые лица государства, члены общественных организаций, прямые потомки.
Да, миссия «уничтожить поголовно», при всем старании палачей, оказалась невыполнимой. С начала 90-х годов ХХ века начинается возрождение казачества. В Приднестровье было создано Черноморское казачье войско, внёсшее в 1992 году весомый вклад в дело защиты молодой республики. Казаки и сегодня стоят на страже приднестровской государственности. Как и много веков назад, защищают родную землю с оружием в руках.
Михаил Фернет.
Фото автора.