16.7 C
Тирасполь
Вторник, 17 сентября, 2024

Популярное за неделю

Hаучить, воспитать, увлечь

Об этом говорили на образовательном форуме в Санкт-Петербурге. В дни...

И лет минувших не считая, к студентам снова ты идёшь…

Это строчки из стихотворения Николая Пузова – кандидата филологических...

К взаимодействию государства и церкви

В Доме официальных приёмов прошла встреча Президента Вадима Красносельского...

Внимание каждому гражданину

Руководителей представительного и исполнительного органов власти Каменского района принял...

Изгиб гитары жёлтой…

Всего чуть более полувека минуло с тех пор, а кажется, что гораздо больше. Рубеж шестидесятых-семидесятых во всём мире ознаменовался большими переменами, прежде всего подъёмом молодёжных субкультур, сопровождавшимся появлением совершенно новой музыки.

На Западе её пионерами стали легендарные «The Beatles», «Rolling Stones» и другие рок-группы. В СССР протестная рок-культура придёт на пару десятилетий позже.

А тогда буйным цветом расцвела авторская песня, тоже дававшая известную свободу самовыражения и самим своим существованием бросавшая вызов партийному официозу. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Юлий Ким, Сергей и Татьяна Никитины – их, поэтов и бардов, помнят и любят по сей день, а в те времена они были кумирами – не официальными, а именно народными.

Одним из зачинателей бардовского движения во всей бывшей советской Молдавии стал Виктор Дёмин – в 1971 году студент I курса физико-математического факультета Тираспольского педагогического института. «Бардовская песня вообще опровергала тогдашний стереотип о противоборстве «физиков» и «лириков», поскольку среди авторов и исполнителей было много учёных, инженеров, преподавателей точных наук, рабочих, журналистов – людей всех профессий и социальных прослоек, какие только существовали в Союзе», – вспоминает однокурсник и давний друг Виктора Дёмина, тоже бард Сергей Галушкин. Сколько интересного может рассказать он о золотых (хоть и материально небогатых) годах его и Виктора юности! За отсутствием Интернета и печатных публикаций бардовских песен культурный процесс проходил в самой романтической обстановке: например, барды часто знакомились друг с другом во время турпоходов, обменивались песнями у полуночных костров где-нибудь в Карпатских или Кавказских горах, в Сибирской или Приморской тайге, а то и гораздо ближе, в Кицканском лесу, где тоже был студенческо-туристический лагерь. Или же записывали их на «древние» громоздкие бобинные магнитофоны. Запись включалась, как вспоминает Галушкин, почти со звуком взводимого ружейного затвора, а поскольку любители с магнитофонами густо теснились вокруг сцены, эффект получался «не для слабонервных». Происходило это обычно в забитых до отказа восторженной публикой помещениях, где проходили концерты, либо на более камерных квартирниках.

Однажды фестиваль бардовской песни провели прямо на пароходе «Адмирал Нахимов», когда тот шёл по Чёрному морю от Сухуми до Одессы. «Там присутствовали люди со всех уголков страны, по путёвкам от самых разных предприятий, организаций. Все вместе, мэтры и начинающие, объединённые, горящие одним увлечением. И всё это было вполне доступно, нормально, страна тогда жила так, люди были немножко другие, более беззаботные, что ли, но далеко не примитивные», – вспоминает Сергей Галушкин. А представишь такое сегодня – кажется фантастикой.

Когда слава приходит в 18 лет, она особенно опьяняет. Однако Виктор Дёмин смолоду был серьёзным и строгим к себе, никогда не стремясь «почивать на лаврах». Не имея профессионального музыкального образования, он всё-таки замечательно освоил семиструнную гитару, на которую в ту эпоху власти смотрели косо, зато для молодёжи она «светилась, словно икона в красном углу». Ещё студентом Виктор Ильич участвовал в фестивалях авторской песни во многих городах, от Кишинёва и Одессы до Чебоксар и Волгограда. А в 1976 году вместе с Сергеем Галушкиным стал финалистом Грушинского (имени Валерия Грушина) всесоюзного фестиваля в Куйбышеве (ныне Самара). Эта победа означала безоговорочное признание наших земляков в бардовской среде. Кстати, в Тирасполе побывали почти все знаменитые барды Союза, за исключением разве что Владимира Высоцкого. Его приезд к нам был уже запланирован в 1980 году, но, как известно, помешала смерть поэта.

Тесная связь советской (а затем и постсоветской) авторской песни с туризмом – неоспоримый факт. Виктор Дёмин, ещё будучи школьным преподавателем математики и физики, активно участвовал в жизни тираспольской станции юных туристов. Со временем эта любимая работа стала для него основной.

35 лет подряд проводил приуроченные ко дню Великой Победы веломарафоны «Вахта памяти» по Приднестровью и соседним странам. В последние годы он работал в столичном республиканском спортивном реабилитационно-восстановительном центре инвалидов. Всё, за что ни брался, старался делать с максимальным совершенством. Просто сидеть без дела не умел.

Именно поэтому уход из жизни Виктора Ильича Дёмина нынешним летом стал для его родных и близких, коллег, друзей и учеников совершенно неожиданным ударом. Слишком много он мог и хотел ещё сделать для людей. Светлая ему память.


Олег ЛАРИН.

Фото из архива Виктора Дёмина.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Как много значит – накормить!

Если школьные годы имеют огромное значение в жизни каждого...

Разрешить все спорные и острые моменты

На рабочем совещании в минэкономразвития речь шла о внедрении...

Референдум. Историко-политический срез

В этот день восемнадцать лет назад, 17 сентября, прошёл...

Сельский глава – всему голова

Незавертайловка… Это село привольно раскинулось на плодородных землях Слободзейского...

Борьба за внимание ученика. Почему на уроках нельзя пользоваться телефонами

На что раньше дети отвлекались во время уроков? На...

Архив