Быстрые движения, ясный взгляд, острый ум, красивая речь, легкая и светлая энергия – ну кто даст этой женщине ее годы, которые принято называть преклонными? Особенно когда она занимается с учениками или рассказывает о них – глаза ее светятся молодым огнем настоящего энтузиазма, высокой любви.
К воспитанникам и к искусству, которому она даже не обучает, а скорее взращивает, пестует в них.
Алиса Антоновна Колесникова – педагог академического вокала столичной ДШИ им. С.В. Рахманинова. Здесь она трудится уже четверть века, воспитав целую плеяду ярких талантов. Несмотря на то, что в детской школе искусств она начала работать, уже будучи пенсионеркой. Однако глядя на нее, поневоле начинаешь верить в наличие каких-то сверхъестественных законов, перед которыми возраст отступает. А может, для горячо увлеченного человека именно это естественно?
Академический вокал – один из самых сложных видов певческого искусства. Он стремится к идеальной певческой манере, к достижению объемного чистого звучания голоса. Также он предполагает навыки артистичности и умения ярко выражать свои эмоции. И все-таки главное – воспроизведение звуков и нот чисто и без фальши. Тут, в отличие от эстрадного вокала, исполнителю не поможет специальная усилительная аппаратура со всеми ее новейшими ухищрениями. Голос академического вокалиста покоряет пространство зала без помощи микрофона.
Как помочь юному человеку, даже одаренному, достичь таких вершин? Алиса Колесникова за годы преподавания знает немало случаев, когда даже не особо блиставшие, попросту «не услышанные» своими педагогами дети под ее руководством постепенно становились отличными певцами, победителями конкурсов «Юные таланты Приднестровья», «Музыка любви». Некоторые из них теперь поют в оперных театрах ближнего и дальнего зарубежья. Например, Сергей Пилипецкий, ныне известный оперный и камерный певец, доктор искусствоведения. Артист Приднестровского государственного хора Руслан Артишевский, недавно поступившие в консерваторию Светлана Штей, Валерия Пронина, Артем Брезицкий, юные таланты Вера Головатая, Иван Штембуляк, Диана Ангельчева и многие другие – все они и многие-многие другие составляют гордость и смысл жизни педагога Алисы Колесниковой. В каждого своего ученика она вкладывает буквально всю душу. Главная беда педагога – формализм, равнодушие. «Погасить творческий огонь легко, совсем другое дело – отыскать бриллиант в пыли и превратить его в сверкающий алмаз, очистить источник от мусора, углубить его русло, дать ему простор для движения. Чтобы вода из этого родника была вкусной и целительной. Так я воспринимаю цель своей работы над голосом», – говорит Алиса Антоновна.
Яркий пример – Злата Бухневич, окончившая музыкальную школу по двум дисциплинам – фортепиано и вокалу, и теперь, после окончания Приднестровского госуниверситета, все-таки решившая следовать певческому призванию, готовящаяся поступить в консерваторию. Парадокс, но долгое время эта одаренная девушка пела буквально «не своим голосом». «В хоре ее почему-то заставляли петь «на низах», альтом, но я прислушивалась и почувствовала, что здесь какая-то ошибка. И вот решилась предложить совместную работу по поиску ее настоящего голоса. Задача, как всегда в таких случаях, непростая. Крайне сложно даже молодому артисту преодолевать уже сложившиеся стереотипы, изменять представление о себе. Тут, как и у врача, главный принцип – не навреди. Ведь голос – инструмент чрезвычайно тонкий, требующий самого бережного обращения. Но мы со Златой постепенно продвигались вперед и в результате нашли ту самую жемчужину, о существовании которой я подозревала», – рассказала педагог. А именно – у девочки проявилось редкое, богатое колоратурное сопрано (самый высокий женский голос, который отличается подвижностью в верхнем регистре, чистотой и прозрачностью звучания). В этом я убедился, случайно попав на урок, который Алиса Колесникова проводила со Златой Бухневич. Такой голос действительно не нуждается в микрофоне и проникает «не только в уши, но и в души».
Кстати, это слова Владимира Высоцкого, которого Алиса Колесникова тоже любит и чтит, хотя его вокал был далеко не академическим. Но зато имелось слово, нагруженное глубоким смыслом, оно все-таки первично. Педагог убеждена, что в этом именно и состоит особенность русского пения, в частности оперного, – оно, можно сказать, более «словоцентрично». Тем и отличается русская опера, например, от итальянской, где безусловно доминирует мелодическая стихия.
Хотя жизнь истинного педагога более всего воплощается в учениках, нужно сказать и о биографии нашей героини. Алиса Колесникова родилась в 1938 году в Винницкой области Украины, в культурной семье, где много пели и играли на музыкальных инструментах. В детской памяти остались страшные фрагменты войны и фашистской оккупации, страха и голода. После войны ее семья переехала в Молдавию, в городок Сороки, где девочка окончила сперва музыкальную школу, затем музыкально-педагогическое училище, в итоге – Кишиневскую консерваторию по специальности «дирижер хора и вокалистка». Несколько лет была солисткой государственной академической хоровой капеллы Молдавской государственной филармонии «Дойна» (кстати, образованной еще в 1930 году в Тирасполе). Потом вернулась преподавать в Сорокское музучилище, пока в 1999 году там не сократили русскоговорящих преподавателей. В Тирасполе оказалась по воле случая. Через некоторое время тогдашний директор ДШИ им. С.В. Рахманинова Ангелина Васильева пригласила ее на работу. Алиса Колесникова пришла и с огромным опытом, и с собственной программой обучения. Постепенно наладилось плодотворное сотрудничество с государственным симфоническим оркестром ПМР, а с дирижером Григорием Мосейко и его супругой, музыковедом Ольгой Мосейко, завязались дружеские отношения. Увлеченность одним делом, преданность музыке и культуре вообще роднит этих людей.
Подытожить хочется строчками стихов, которые Алиса Колесникова сочинила едва ли не единственный раз в жизни, но которые отражают жизненное кредо ее и ей подобных – педагогов от Бога:
Вот и снова октябрь
полыхает листвой,
На деревьях багрянец и злато,
Но другое нам душу волнует
с тобой:
К нам с цветами придут
ребята!
…Мы вас ждем, даже если
и без цветов,
Мы судьбой не избалованы,
в сущности,
Нам бы только тепло ваших
искренних слов
Да уверенность в нашей
нужности.
Олег Соснин, г. Тирасполь.
Фото Виктора Громова.