Домой Культура На крыльях романтики

На крыльях романтики

0

Музыка вновь вернулась под своды столичного Дворца Республики открытием ХХIХ концертного сезона Государственного симфонического оркестра. Соскучившимся по музыкальной классике меломанам не пришлось разочароваться: оркестр исполнил для них произведения глубокие и жизнеутверждающие, изысканные по форме и человечные по содержанию. Не зря первый концерт 29-го сезона назвали «Обаяние европейского романтизма». Интриги добавило участие гостя с берегов Туманного Альбиона – маститого британского пианиста Питера Сейврайта.


Шуберт и Шопен – два музыкальных гения, творившие в романтическую эпоху первой половины XIX столетия. Как подчеркнула музыковед Ольга Мосейко, в рамках одного музыкального направления они создали совершенно своеобразные индивидуальные миры. Родившийся раньше и проживший краткий век австриец Франц Шуберт (1797 – 1828) еще застал отзвуки Великой французской революции, был свидетелем наполеоновских войн – грандиозных событий, лучшим выразителем которых в музыкальном плане стал великий Бетховен, бывший для Шуберта недосягаемым кумиром. В Третьей симфонии, которую впервые исполнил наш оркестр (сам композитор создал ее 18-летним юношей), явно слышатся отголоски бетховенских громов, героических и трагедийных, но уже проступают новые мотивы ухода в мир песенной мечты, противопоставляемой жестокой реальности. Так, от яростного жизнелюбия к глубокой меланхолии, вплоть до «мировой скорби», в целом развивались настроения в музыкальном романтизме позапрошлого века.

Фридерик Шопен (1810 – 1849), родившийся в Польше и большую часть своей тоже краткой жизни проведший в Париже, вообще не нуждается в представлении.

Величайший представитель романтического направления, революционер и непревзойденный виртуоз в области фортепианной музыки, он сделал то, что ранее не удавалось никому. Всю печаль нашего сурового мира Шопен превратил в тончайшую, драгоценную гармонию музыкальных откровений. Таким был и его Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Прибывший из Глазго Питер Сейврайт донес до тираспольской публики эти фортепианные чудеса в союзе с Государственным симфоническим оркестром ПМР. Поистине высокое искусство вообще и музыка в частности способны объединять людей и народы. Большой зал ГКЦ «Дворец Республики» несколько минут дрожал от непрерывных, бурных оваций.

Очевидно, публика сумела взлететь над всем мелким, временным, суетным и войти в иное измерение божественной красоты и гармонии. Ведь, быть может, главная черта подлинной романтики – способность к полету даже на минорных волнах печали. А в мире Фридерика Шопена, кроме этого, есть много-много другого. Того, что дает надежду, веру и силу жить, потому что жизнь трагична и прекрасна одновременно. Не верите? Слушайте Шопена.

У музыки как божества есть много званных и меньшинство призванных – именно они служат ей безраздельно, вплоть до самопожертвования. Концерт «Обаяние европейского романтизма» стал еще одной победой в «неведомой области духа». Мы желаем Государственному симфоническому оркестру ПМР под руководством дирижера Григория Мосейко еще много таких побед впереди.


Олег Соснин.

Фото: www.dan-news.ru

Exit mobile version