Для работы «Итальянский полдень» (более известной как «Девушка с виноградом») Брюллову позировала обаятельная итальянка.
Ее полнокровная, далекая от академических канонов фигура по тем меркам считалась вызывающей. Пришлось живописцу оправдываться: мол, такова натура. У нашего земляка Ильи Богдеско есть «Мадонна с младенцем и виноградом», воплощение приднестровской натуры. Как элемент панно «Гостеприимная Молдавия», картина, вероятно, относится к числу наиболее крупных отечественных произведений.
На первый взгляд, написанная в духе соцреализма, наша «мадонна» имеет отчетливо-иконописное звучание. Если сравнить с творчеством Брюллова, кицканская куда более условна и вместе с тем – многослойна.
Ушли в прошлое лозунги о победе коммунистического труда. Зато архетипический, окруженный сиянием женский образ мотивирует как тысячи лет назад, так и теперь. По счастью, лики младенца и матери на картине Богдеско не пострадали – слева и справа холст порван в клочья. Внимание зрителя фокусирует золотая гроздь (на нее обращены взоры женщины и ребенка): животворная, куда более яркая, нежели лампочка Ильича, гроздь продолжает сиять, намечая путь в неповторимый мир художника.
Богдеско приучил нас к мысли, что он график. Но не ошибка ли воспринимать его творения «монохромно»? За скупым росчерком, карандашной линией – полнота южной природы, многоцветная палитра, оттиск детских воспоминаний.
Художник родился в небольшом селе под названием Бутучаны Рыбницкого района. Такое же встречаем в Оргеевском районе Молдовы. Старый Орхей – одно из уникальных мест. Между селами, правда, есть нечто общее, и Богдеско непременно должен был родиться в одном из них: у подножия крутых берегов течет река, всюду следы минувшего, неразрывно связанные с тобой лично, твоей культурой… Там, над Реутом, крест у обрыва, где прежде находился скальный монастырь. В приднестровских Бутучанах – рассыпавшиеся по склону каменные изваяния. Некоторые из них напоминают антропоморфные стелы с курганов, только на бутучанских – молдавский витиеватый орнамент и кресты старинной формы. Интересно, что, по рассказам, памятники были перенесены туда, где стоят ныне, в период строительства Дубоссарской ГЭС, перед заполнением водохранилища. До этого они, как и вообще многие населенные пункты в северной части, находились на порядок ближе к реке. В некоторых селах, в итоге, погосты так и остались под водой. В Бутучанах же и в разгар социалистического строительства не забыли спасти монументы.
В удивительном месте родился Богдеско! Улицы села до сих пор украшают дома в национальном стиле. Тут и гроздья винограда, и каравай, и букеты цветов, олени, птицы… Орнамент, стены, выкрашенные в небесно-голубой, – визитная карточка Бутучан. Народные мотивы – источник вдохновения Ильи Трофимовича.
В библиотеке села хранится альбом с «Песней» художника. В достаточно простом, лишенном изысков произведении график сумел передать особенную стать нашего края, узнаваемо бутучанский пейзаж. Виртуоз, как всегда, тяготеет к «монохромности», но за ней – полнозвучность природы, сама песня (ее, вероятно, поет женщина на переднем плане, но в широком смысле – это жизнь). Таков Богдеско – графическими средствами он передает звук, несколькими штрихами рассказывает о чем-то несравненно большем, оставляя пространство для интерпретации, домысливания.
Эту «недосказанность» автор мог почерпнуть в японской классической живописи, литературе (не зря его панно приглянулось гостям). Богдеско считают крупным каллиграфом. Авторский почерк прослеживается и в иллюстрации: художник тонко сочетает скрупулезную проработку с пунктирным обозначением деталей, целыми незаполненными участками.
Не так давно на глаза попались избранные произведения Иона Крянгэ. Иллюстрации к сказкам готовил Богдеско. Неожиданным образом в них переплавляются рембрандтов свет и минимализм народных умельцев (на одном из рисунков стая птиц безотчетно напоминает узор на бутучанских стелах).
Путь иллюстратора сложен: литературный текст – явление. Тут проще навредить, создать слишком «активную» и, значит, заведомо ложную трактовку. Плохой иллюстратор надевает читателю шоры. С Богдеско ничего подобного не происходит. Его работы служат дополнительной гранью, органично вплетаются в ткань.
Художник превосходно чувствует материал. По нашему мнению, своего пика Илья Трофимофич достиг в молдавских балладах и сказках. Но он же космически глубок в «Дон Кихоте»: коллекционные издания с гравюрами пополнили фонды наиболее взыскательных букинистов.
Елена Дарованная, библиотекарь из Бутучан, многие годы собирает литературу о Богдеско. Часть работ передала двоюродная сестра мастера Людмила Федоровна Осинсян (в девичестве – Богдеско).
Сам Илья Трофимович довольно рано, и притом при трагических обстоятельствах, покинул село. Его крепкую, трудолюбивую и, соответственно, «зажиточную» семью репрессировали в тридцатые. Но и много позже, вернувшись в Молдавию, Богдеско приезжал в родные Бутучаны.
В честь великого земляка названа одна из сельских улиц. Родительский дом, увы, не сохранился. На его месте построен другой, который и показывают туристам. Владелец усадьбы Михаил Краснов терпеливо объясняет, что купил строение в начале 2000-х. Двадцать лет назад «родового гнезда» не было и в помине. Мы можем лишь приблизительно установить, где стоял дом и откуда, будучи ребенком, Илья глядел на реку, «учился у воды», как сказали бы мастера дзен.
Но есть еще дом дяди, который принадлежит сестре Людмиле. В былые годы ходили разговоры, что в нем откроют музей. Руки не дошли. Да что там! В Бутучанах пустует вместительный полуразрушенный ДК (селу в этом плане повезло еще меньше Кицкан). Людмила Федоровна дом упрямо не продает. Музей? Ну что ж, хотелось бы верить. Только вряд ли саманные стены дождутся. Вокруг симпатичный заросший садик, тюльпаны, которые сестра Богдеско, когда приезжает, охапкой заносит в сельсовет.
Всё здесь, в местах, связанных с Ильей Трофимовичем, обостряет восприятие и самого подталкивает рождать, творить. Колоритные жители, поэтичные окрестности, Днестр, скользящие по холмам тени облаков… И кажется, вот-вот, гуляя тропами Богдеско, встретишь колхозницу с золотой гроздью, ту самую, с пластикой мадонны Литты, мимо которой не прошел бы и Леонардо.
Михаил Фернет.
Фото автора.