Уходящий 2024-й был объявлен Годом семьи и семейных ценностей. Следующий назван Годом приднестровского народа. Понятия эти неразрывно связаны: семья – основная ячейка общества, народ – результат объединения множества семей по целому ряду признаков. Среди основных объединяющих критериев: территория, этническая, кровнородственная, культурная, языковая, религиозная принадлежность… И уж если всё это присутствует, будут и укреплённые рубежи, будет система внутренней организации, а значит, и посыл, обращённый вовне.
Что же это за посыл, говоря о приднестровцах? Ответом служит вся многовековая история края. В сжатом, концентрированном и кодифицированном виде она отражена в Конституции ПМР, начинающейся со слов: «Мы, многонациональный народ Приднестровской Молдавской Республики, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности…». Ещё чуть ниже читаем об «ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями», о приверженности «общечеловеческим ценностям», стремлении «жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права».
Таким образом, наше послание мировому сообществу синонимично нашей идентичности, утверждённой на уровне Основного Закона: «Мы, многонациональный народ», со своей волей, чтущий «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству», народ, желающий «обеспечить благополучие и процветание Приднестровью».
Фундамент всякого достатка, благополучия – мир. И приднестровцы за минувшие тысячелетия прекрасно научились жить в интернациональной среде, находить точки соприкосновения со всеми, не забывая о принадлежности к братской семье молдавского и восточнославянских народов, о стержневой (опять-таки в деле упрочения мира) роли православия, о глубочайшем, выстраданном единстве с Россией.
Слишком часто нашу землю накрывали волны вторгающихся захватчиков. Это были и несметные восточные орды, и псевдоцивилизованные страны Запада, приносившие людям неволю, разорение, гибель. Так произошло в ХХ веке, в годы Великой Отечественной войны, когда Приднестровье подверглось немецко-румынской оккупации. Так случалось и за тысячелетия до «новейших варваров», когда, «нарушая мирную жизнь, проносились на конях воинственные кочевники, неся с собой горе и смерть» («История Приднестровья», том I).
Не единожды становились берега Днестра ареной боевых действий, барьером на пути продвижения завоевателей всех мастей, базой народных восстаний против жестоких поработителей. Вхождение в состав Российской Империи в конце XVIII века на столетие положило конец этим потрясениям – начался, по оценке историков, самый благотворный для социального развития период. Приднестровский народ, как река, вбирая всё новые и новые потоки (связанные с прибытием болгарских переселенцев, немецких колонистов и не только), развивался под сенью двуглавого орла.
С другой стороны, было бы ошибкой красить все предшествовавшие этапы чёрной краской. В «Истории ПМР» читаем: «Свой яркий след оставили представители уникальной трипольской культуры эпохи энеолита, фракийцы, киммерийцы, скифы, геты, сарматы, готы, гунны, анты, авары, мадьяры, печенеги, торки, половцы…». Видоизменявшаяся со временем этническая карта, разноплановые культурные связи, то обстоятельство, что эти земли всегда были «перекрёстком культур и цивилизаций», в конечном счёте предопределили теперешнее положение дел, включая менталитет приднестровцев, наш душевный склад, идеологию.
В данной связи, учитывая значение в современном мире этнического фактора, газета «Приднестровье» хотела бы анонсировать большой научно-публицистический проект под названием «Народ – как река». Приурочен он, как несложно догадаться, к Году приднестровского народа – народа, вобравшего по крупицам, по жемчужинкам и, да, по каплям крови необозримое число культурных и генетических влияний.
Нет смысла пытаться охватить всё этническое изобилие в прошлом и настоящем. Академическая наука до сих пор имеет довольно общее представление о целом ряде эпох.
Мы лишь попробуем на страницах газеты набросать портреты основных представителей этнической карты. Акцент на том, что все они в разные времена жили на нашей земле. И теперь живут, составляя в гармоничном единстве фундаментальное понятие – приднестровский народ.
Николай Феч.