18.8 C
Тирасполь
Четверг, 9 мая, 2024

Популярное за неделю

От поля до прилавка

Парканский мясо-молочный комбинат, узнаваемый в нашей республике под торговой...

Битва за победу

Когда говорят о подвиге, совершённом отцами и дедами в...

Улицы ПОБЕДЫ

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны… Они...

Кролики, голуби и все, все, все…

По-весеннему зелёные, уютные аллеи парка-памятника им. Д.К. Родина в...

Ни дня без картины

Под таким девизом целый год прожил Игорь Бурдиян – интересный человек, интернет-блогер, запустивший в прошлом году, в день своего 59-летия, творческий проект «365». Обещал себе и миру от одного своего дня рождения вплоть до следующего ежедневно рисовать по картине. Говорит, решил таким способом испытать себя, устроить своеобразный личный марафон или челлендж (соревнование), как модно сейчас выражаться.


Успешно завершив проект 13 июня 2023 года, когда ему исполнилось 60, художник (хотя сам Игорь так себя не называет) сперва даже не рассчитывал, что ему позволят выставить ВСЕ плоды годовых трудов в каком-нибудь общественном помещении. Пожалуй, во времена его молодости такое действительно трудно было представить. Скандальные, странные, эпатажно-абсурдные акции некоторых позднесоветских и постсоветских художников андеграунда практически не коснулись Приднестровья. Кто-то найдет повод обвинить нас в эстетическом консерватизме (чего, мол, еще ожидать от провинции), а кто-то похвалит за сохранение старых добрых культурных традиций. Хотя было бы несправедливым утверждать, что до нас вообще не доходят никакие ветры перемен «на культурном фронте». Потому что выставка работ Игоря Бурдияна все-таки открылась, и не где-нибудь, а в здании Тираспольской центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Там она заняла все стены фойе на третьем этаже, а также значительное пространство самого просторного библиотечного зала. В день открытия необычной выставки здесь было шумно и оживленно, в разных стилях играли приглашенные автором музыканты: Игорь Бурдиян говорит, что «увлекается и вдохновляется искусством в любых его проявлениях: кино, музыка, живопись, скульптура и так далее. Был организатором множества культурных фестивалей и мероприятий».

Так что же можно сказать о самой выставке – итоге проекта «365»? Здесь перед нами встает, пожалуй, самая трудная задача. Извержение души автора, подобное вулкану, потребовало 35 килограммов акриловых красок. И он не просто набрасывал их на холст, а создавал образы. Причем не аморфно-абстрактные, что очевидно упростило бы ему задачу (что ни наляпай на картонный холст, всё сойдет за картину). Но Игорь Бурдиян ни в одной из своих 365 работ не отступил полностью от предметности. Мазок его чаще всего экспрессивный, порой нарочито небрежный, но в определенном умении рисовать автору не откажешь. Что касается сюжетов, тематики его картин – она настолько разнообразна, что, начав перечислять, рискуешь «увязнуть».

Животные и растения, пейзажи и натюрморты, композиции, портреты – мужчин и женщин, среди которых много узнаваемых знаменитостей – киноартистов, рок-музыкантов, топ-моделей, художников, режиссеров… Например, Альфред Хичкок изображен с вороном на плече. Образы массовой, популярной культуры соседствуют с сюрреалистическим соединением несоединимых объектов, вроде ножниц с пастью крокодила, людей-грибов или конфет-спрутов. Весь этот пестрый, свободный, обильный поток кого-то обескураживает и возмущает, кого-то, наоборот, увлекает. Одна девочка, примерно десяти лет, восторженно призналась, что хотела бы научиться рисовать именно так. Наверное, именно свобода и конкретная зрелищность в сочетании с толикой «веселой бессмыслицы» привлекает детей на этой выставке. В целом она смотрится, как игра, а дети больше всего любят игры. Хотя на самом деле не исключено, что автор решал с помощью своего проекта вполне взрослые проблемы внутри себя. Искусство – это ведь еще и защита от драм и трагедий жизни, своего рода «шаманское заклинание злых духов».

Наконец, хочется отметить перекличку, быть может, невольную, с таким авангардным течением второй половины прошлого века, как поп-арт, и его лидером Энди Уорхолом. Сама идея постановки творческого процесса «на поток», превращения его в полумеханическое производство, активное использование штампов массовой культуры и «мифов общества потребления» навевает подобные ассоциации. Скорее всего, поп-арт в случае Игоря Бурдияна получился стихийно, из самой природы взятой им на себя задачи. Кажется, в подобном русле никто из приднестровских художников доселе еще не работал. Многие творцы и критики, не только местные, но и мировые, вообще не признают подобное творчество, видя в нем лишь имитацию подлинного искусства. Так ведь Игорь Бурдиян тоже подчеркнуто открещивается от звания художника, утверждая, что «рисовать умеет каждый». А что если проект «365» – в некотором роде запоздалое пришествие поп-арта в наши края? Хотя бы в виде разовой акции, растянувшейся на целый год.


Олег Ларин.

Фото: www.ok.ru, www.static.wixstatic.com

Новые статьи

9 мая – День Победы

Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, дорогие приднестровцы! Поздравляю вас с...

Так далеко. Так близко

Эти дни из прошлого уже века, первой его половины....

От экономики до соцзащиты

На очередном заседании высшего исполнительного органа власти было рассмотрено...

Одним абзацем

♦ Председатель Правительства с супругой приняли участие в пасхальном...

О развитии экологического туризма

В Правительстве утвердили комплексный план развития экологического туризма в...

Архив