Украшения из эпоксидной смолы – мода для наших краев относительно новая и пока еще несколько «экзотическая», хотя и набирающая популярность.
В то же время подобный вид творчества гораздо древнее самого человечества: застывшие в янтарной смоле насекомые или растения (так называемые «инклюзы»), имеют возраст в десятки, а то и сотни миллионов лет. И надо сказать, что таким находкам рады не только ученые. Еще древние египтяне оценили эти «подарки кудесницы-природы» по достоинству, как редкостные драгоценности. В наши дни, как и тысячелетия назад, натуральные, подлинные янтарные инклюзы доступны лишь для состоятельных.
Однако, учась у природы, обладая эстетическим вкусом, сноровкой и терпением, люди могут создавать своими руками нечто подобное, но не столь дорогое, ориентированное на более демократичные слои населения. Один из вариантов – украшения из эпоксидной смолы с заключенными внутри природными элементами (от сухих цветов и листьев до камней, ракушек, насекомых – поле для авторской фантазии тут достаточно широко). Причем совсем не обязательно выискивать что-то редкостное, любая сорная травинка в удачной композиции раскроет свою особую красоту. Говоря словами японского поэта, породит прекрасную бабочку, на которую, к тому же, почти наверняка найдется покупатель.
Вот таким занятием на стыке творчества и бизнеса несколько лет назад увлеклась бендерчанка Елена Гайпель. Как нередко бывает у молодых мам, прежде всего ей хотелось чем-то разнообразить декретный отпуск. Имея тягу к прекрасному, молодая женщина сперва планировала открыть цветочный магазин, заняться оформлением подарков. Но тут с подачи супруга Владислава пришла новая, еще не испробованная в Приднестровье идея. Елена действительно стала у нас пионером в области изготовления украшений на основе эпоксидной смолы. Очень скоро она поняла, что изящество и кажущаяся простота всех этих кулонов, колец, серег на самом деле достигается неимоверными усилиями. Чтобы возникло столь ценимое любителями экостиля ощущение спонтанности, естественности, начинающей мастерице приходилось многократно переделывать первые работы. Точность глаза и руки, понимание свойств материала, умение подобрать нужные формочки для заливки, секреты правильной подготовки растительных элементов, навыки шлифовки, полировки – всё это приходило постепенно, через труд и опыт, пробы и ошибки.
В итоге Елена Гайпель сумела стать настоящей мастерицей, ее изделия привлекли внимание, понравились. Появились первые заказы, сначала среди близких знакомых, но круг всё более и более расширялся – благодаря как новым социальным сетям, так и старому как мир «сарафанному радио». В общем, со временем мастерица Елена поставила свое творчество на поток – такова неизбежная плата за успех, востребованность, популярность. С одной стороны, это не может не радовать, а с другой – постепенно убивает первоначальное ощущение чуда. Трепетная радость творческих открытий сменяется привычной стабильностью ремесла. Но ведь сама идея эксклюзивных украшений из эпоксидной смолы заряжена протестом против штампов и стереотипов. Именно поэтому Елене Гайпель периодически необходимо делать паузы, переключаясь на другие виды деятельности. К счастью, скучать молодой женщине всё равно не приходится: освоение секретов бизнеса, маркетинг, воспитание детей (их уже двое, Таисия и Даниил) – все эти занятия почти не оставляют свободного времени. К тому же Елена помогает в работе мужу, который организовал столярную мастерскую, изготавливая по индивидуальным заказам бытовые предметы из натуральной древесины твердых пород: тарелки-менажницы, солонки, разделочные и сервировочные доски и прочее. В планах семьи Гайпель – постепенный переход к изготовлению эксклюзивной деревянной мебели. Эпоксидная смола также нередко служит здесь элементом декора.
«Мы смотрим в будущее нашего дела с осторожным оптимизмом, для которого есть основания. Потому что во всем мире наблюдается сейчас ностальгия по натуральным, экологичным, более «теплым» и долговечным авторским вещам. Люди все больше чувствуют усталость от пластика, пластмассы, от всеобщей стандартизации быта. Сейчас это называется модой на осознанное потребление. Можно надеяться, что со временем эта тенденция не угаснет, а только укрепится», – считает Елена Гайпель.
Разумеется, нынешняя крайне сложная геополитическая и социально-экономическая ситуация в большом мире негативно отражается на всем, включая малый бизнес. Однако даже в трудные времена у многих людей не пропадает стремление украшать и одухотворять свою повседневную жизнь, вносить в серые будни оттенки праздничных красок. Пожалуй, лучше всего, если это происходит ненавязчиво, скромно и со вкусом, отчасти в духе японской эстетики, где существуют, например, понятия ваби (красота непритязательной простоты, естественности, грубоватости, асимметричности и незавершенности), саби (красота налета старины, изящной простоты и умиротворяющего одиночества), кавай (красота миловидного, маленького, невинного, детского, ребяческого и славного). Вот так и создаётся философия осознанного потребления, в контексте которого очарование изящных мелочей приобретает более глубокий смысл.
Олег Соснин.
Фото: www.novostipmr.com