Когда-то в молодости автор этих строк был страстным поклонником тяжелого рока.
С возрастом, конечно, восприятие меняется. И всё же, думаю, те, кто узнал, что такое «драйв», будут всегда искать нечто подобное. Я даже как-то признался коллеге-меломану: что бы ни слушал, классическую музыку или джаз, всё равно такое чувство, будто слушаю старый добрый «хеви метал».
И вот, пару лет назад на концерте «Виорики» к полной для себя неожиданности понял: в народной музыке потенциально содержится всё: и духовная глубина, свойственная классике, и напор тяжелого рока, и даже рэп-речитатив.
Безусловно, додумался до этого не я первый. Дальновидные, мудрые продюсеры и просто талантливые исполнители делают ставку на «этнику», стабильно получая достойный результат.
В нашем регионе смелые эксперименты на стыке современной и традиционной музыки устойчиво ассоциируются со «Здоб ши Здубом». Коллектив из Молдовы не раз выступал на «Евровидении». Их записи методично появляются и в сборниках российских рок-певцов. Известно множество кавер-версий в исполнении «здобов».
Это и «Невеста» Ильи Лагутенко, и, разумеется, «Видели ночь» Виктора Цоя. Причем, на мой взгляд, молдавский вариант звучит лучше оригинала.
Начинали соседи с довольно-таки бескомпромиссного андеграунда (никогда не забуду, каким открытием стало выступление молдаван на фестивале «Учитесь плавать» в 90-е). Однако в первом же альбоме «Хардкор молдовенеск» к рычанию низко настроенных гитар примешались народные инструменты. С тех пор дела коллектива идут всё время в гору. По крайней мере, на протяжении десятилетий творцы не перестают радовать отличным материалом, а их вышедший в 2019-м «Бестиариум» лично меня порадовал хрестоматийно-сказочным наполнением.
Молдавский рок-н-ролл, в общем, у всех на слуху (я где-то читал, что в России группа более популярна, нежели на родине). Но что вы скажете об «Отукене», группе из далекой Сибири? Музыканты покоряют новые горизонты, и, я бы сказал, благодаря Интернету, всё ближе к нам.
На просторах глобальной сети они мне попались случайно. Только представьте: шаманское горловое пение красавицы сибирячки в сочетании с электронными битами, гитарными рифами, а иногда и симпатичной «попсой», вкупе с уникальным этническим мелодизмом.
Состоит «Отукен» из представителей малочисленных народов Сибири. Треки выходят на чулымском, хакасском, долганском и русском языках. Хороши, зажигательны и сами видеоролики. Некоторые кадры в клипах «Legend» или «Phenomenon» таковы, будто их снимал Питер Джексон, режиссер «Властелина колец».
Остается пожелать друзьям (точнее – подругам) из Сибири не свалиться в яму отечественной эстрады и, выражаясь в духе советской печати, высоко нести знамя приличной «этники».
Для себя же отметим: такие замечательные проекты, как «Здоб ши Здуб» или «Отукен», могут возникнуть спонтанно, по зову сердца. Но могут явиться и результатом системного бизнес-подхода. Для примера, идея создать «Отукен» (в переводе с тюркского – священное место силы) пришла продюсеру Андрею Медоносу в процессе продвижения туристического потенциала. Что также соответствовало интересам «сохранения чулымского фольклора, традиций и песен, которые находятся на грани исчезновения», и не в последнюю очередь – производству дикого чулымского меда…
Николай Плющинко.
Фото i.ytimg com