На Востоке говорят, что важна даже не цель, важен сам путь… Нам, людям, воспитанным в недрах иной культуры, понять это, конечно, трудно. Впрочем, задача на порядок упрощается, когда речь заходит о великих, в чьей судьбе и цель, и путь составляют неделимое целое.
Пример такого рода являет собой жизнеописание Петра Витгенштейна, прославленного военачальника и, что для нас, приднестровцев, немаловажно, крепкого хозяйственника, устроителя жизни на территории присоединенного к Российской Империи края.
На днях исполнилось 180 лет со дня смерти Петра Христиановича. Витгенштейн несомненно входит в плеяду выдающихся исторических фигур, неразрывно связанных с Приднестровьем. Республиканские СМИ не раз писали о нем, готовили радио- и телесюжеты.
С именем «спасителя Петербурга», помимо громких успехов в войне с Наполеоном, также связывают развитие на левом берегу Днестра виноградарства, садоводства, санаторного отдыха…
Отважный воин, защитник Отечества, на склоне лет посвятивший себя благоустройству, – жизненный путь Витгенштейна поистине служит вневременным ориентиром, достойным примером для подражания.
В Приднестровье имя героя, наряду с Суворовым и Кутузовым, выступает символом, а в известном смысле и брендом. Таковое многократно увековечено в архитектурных сооружениях (знаменитой Башне ветров, Витгенштейновых террасах, винных подвалах), памятниках (бюсты героя установлены в Каменке и Бендерах), нумизматике (в 2008 году ПРБ ввел в обращение памятную серебряную монету достоинством 100 рублей), виноделии (среди ценителей известен дивин 50-летней выдержки «Князь Витгенштейн»).
Говоря о роли Петра Христиановича, достаточно сказать, что уже в первом выпуске «Ежегодного исторического альманаха Приднестровья» (увидел свет в 1997 году) ему была посвящена обстоятельная статья историка, краеведа Маргариты Балицкой.
Исторической правды ради заметим: почести Витгенштейну оказывали не всегда. В ХХ веке «были разрушены до основания построенные стараниями Витгенштейна православная церковь, господские дворцы, кургауз, дачи, пруды, цветники парка. По словам очевидцев, в фамильном склепе была установлена маслобойная машина.
Неблагодарность людей пошла еще дальше. Перед началом Великой Отечественной войны прах фельдмаршала, его жены, сына и дочери был выброшен из склепа. Где находятся останки сейчас неизвестно, так как снесено с лица земли и кладбище немцев-колонистов (из статьи М. Балицкой)».
Увы, в посмертной судьбе Петра Христиановича запечатлелся богоборческий, нигилистический дух эпохи, дерзавшей построить «новый мир» на развалинах прежнего. Тогда как опыт истории неопровержимо свидетельствует: одно лишь уважение к предшественникам, знание их жизненного пути способно стать прочным фундаментом гражданской и духовной жизни.
Известный миссионер, протоиерей Андрей Ткачев рассказал любопытную историю о том, как в суровые богоборческие годы «академик Грабарь в сотрудничестве с другими академиками совершил исторический подлог и сохранил Андроников монастырь в Москве, придумав байку, что там похоронен Андрей Рублев.
Впоследствии в монастыре создали центр изучения русской иконы».
Ну что ж, весьма жаль, но в довоенные годы, когда разрушали склеп Витгенштейна, никто из краеведов не сообщил «реформаторам», что Петр Христианович был близок к декабристам, вполне возможно, «сочувствовал им» (некоторые основания для подобной версии имелись: старший сын Лев являлся членом Союза благоденствия).
Кто знает, может, и сохранились бы останки героя Отечественной войны 1812 года, коль уж другие аргументы не сработали.
Михаил Фернет.
Фото: www.forumstatic.ru