10.2 C
Тирасполь
Пятница, 22 ноября, 2024

Популярное за неделю

На родном полустанке

Есть в Слободзейском районе, километрах в двадцати-двадцати пяти от...

Вкусно по-мексикански!

Любители кухни с перчинкой, безусловно, будут рады отведать блюда...

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

Хорошо, что рассказал!

Если кто–то считает, что буллинг в школе – это...

Путем духовного восхождения

Более чем тысячелетняя история христианства на Руси неразрывно связана с традициями иноческой жизни. На территории нашего края с незапамятных времен существовали уединенные скальные обители, чей подлинный возраст даже историки не берутся установить.

Вхождение Приднестровья в состав Российской Империи положило конец хищническому разорению земли иноверцами. Именно по этой причине большинство дошедших до нас культовых сооружений появилось не ранее конца ХVIII века.

В 1864 году был основан Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь. В эти дни обитель отмечает 160-летие.


«Монастырь есть нравственная лечебница», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов). А преподобный Паисий Величковский отмечал, что инок «есть исполнитель заповедей Христовых, совершенный христианин, столп терпения, глубина смирения».

Старец Паисий глубоко почитаем Русской Православной Церковью. Его называют «отцом русского старчества». И он же имеет непосредственное отношение к истории Кицканского мужского монастыря, который неспроста именуют Ново-Нямецким.

Не менее пятнадцати лет святой Паисий отдал Нямецкой лавре, где молился, трудился над переводами святоотеческих сочинений и где создал свод «Добротолюбия» на церковнославянском.

Благодаря трудам святого пустынь достигла небывалого расцвета. Однако после создания румынского государства, на территории которого стал искореняться церковнославянский, многие монахи вынуждены были покинуть лавру. В 1864 году с дозволения российского императора Александра II близ селения Кицканы они основали Ново-Нямецкую обитель. С собой привезли немалую часть книжных сокровищ. Так, в частности, появилось в монастыре прижизненное издание свода «Добротолюбия».

«Невозможно постоянно предстоять пред Богом тому, кто не положился на Него во всякой нужде всем сердцем и не отбросил всякую заботу», – наставляет святой Паисий. Но это, разумеется, не значит, что у монахов «нет забот».

Напротив, здесь кипит повседневная разноплановая работа. Послушники, рабочие, иноки трудятся в лесопильной, механической, швейной, иконописной мастерских, в просфорне, пекарне, свечном цехе, в типографии, на земельных участках, в саду, на пасеке…

Монах Герман (Мудренко), наш проводник в удивительный мир тихой обители, показывает обширное хозяйство. Проводит в типографию, где издают книги на русском, молдавском, старославянском языках. К слову, это одна из немногих типографий (чуть ли не единственная в мире!), где выпускают Евангелие на молдавском с кириллической графикой.

В свечном цехе ароматно пахнет воском. Изготовлением занимается иеродиакон Василий (Давид). Он охотно показывает компактное производство. С любовью повествует о том, как переплавляется воск, создаются свечи. Их, как и духовную литературу, выпущенную в монастыре, кагор, мед и многое другое, можно приобрести в церковной лавке, что помещается в надвратной колокольне.

К слову, с недавнего времени на колокольне установлена иллюминация – ночью над Кицканами хорошо виден крест, который словно парит на фоне чернеющего неба.

Монастырский храмовый комплекс давно стал одной из главных достопримечательностей Приднестровья. Его можно видеть на многочисленных туристических проспектах, открытках, в фотоальбомах.

Старейшей считают Свято-Никольскую церковь (1830-1834 гг.), построенную на месте обветшавшей деревянной еще до основания монастыря. Следующим появился «барочный» Вознесенский собор (1867-1878 гг.) – сегодня в нем идет ремонт. Церковь Успения Божией Матери (1902-1905 гг.) – несомненная архитектурная жемчужина: от нее так и веет Византией, равно как и от храмовой росписи.

В богоборческие годы (1962 г.) монастырь был закрыт, подвергся разорению. Именно с церкви Успения Божией Матери и началось возрождение – ее сперва разрешили восстановить как приходской храм (1989 г.), а затем уже как монастырский.

Принципиально важно, говорит отец Герман, что насельники, жившие в обители до закрытия, уже будучи пожилыми людьми, вернулись в Кицканы. Так была передана живая традиция, сохранилось преемство от старших поколений монахов, начиная от иеромонаха Феофана (Кристи), «мужа образованного, преисполненного ревности в Боге и любви к людям» и духовника старой лавры иеро-схимонаха Андроника.
После того, как в 1990 году монастырь возобновил деятельность, заботы по его восстановлению легли на плечи священноархимандрита монастыря, епископа Бендерского Викентия и наместника обители архимандрита Доримедонта. С 1998 года настоятель монастыря – архимандрит Паисий (Чекан), родной брат Доримедонта.

Духовный путь чрезвычайно сложен, полон всевозможных испытаний. И неслучайно его называют «незримой бранью». «Что должно сделать, чтобы ум всегда был занят Богом? – задается вопросом Паисий Величковский. – Если не приобретем трех следующих добродетелей: любви к Богу и людям, воздержания и молитвы Иисусовой, то не может ум наш вполне быть занятым Богом».

Но это уже, конечно, удел избранных, удел монашества. Для большинства же в некотором смысле достижением можно считать и первый шаг – поездку в монастырь, будь то экскурсия или паломничество.


Михаил Фернет.

Фото Виктора Громова.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Учат создавать прекрасное

Практически в центре города стоит здание, которое выгодно выделяется...

Любая эскалация недопустима

Вадим Красносельский принял делегацию европейских дипломатов. В неё вошли начальник...

С любовью к родному городу

Тираспольский горсовет XXVI созыва провёл третье пленарное заседание 17-й...

Меры поддержки продлят

У столицы новый градоначальник. Главой государственной администрации городов Тирасполя...

Пальто превращается… в элегантный жилет!

Ярким событием минувшего августа в столице было открытие нового...

Архив