Крещение Господне – один из великих православных праздников, неразрывно связанный с нашей культурой, исторически присущий миру, в котором мы живем.
Другое название праздника, Богоявление, отсылает к евангельскому событию, крещению Иисуса Христа в водах реки Иордан, во время которого на Спасителя сошел Святой Дух в виде голубя, одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).
Богослужения в православных церквах не просто служат напоминанием об одной из вех библейской истории, но и позволяют мистически, литургически пережить ее заново, соборно, в сердце каждого христианина. Одно из главных таинств, крещение, с которого начинается наше вхождение в Жизнь, также указывает на значимость совершившегося на Иордане.
В Приднестровье, как и во всех странах с глубокими православными традициями, Богоявление празднуют не только в пределах храмов, но и в самом широком культурном плане. На водоемах устанавливают крещенские купели. Сотни людей, преимущественно, конечно, мужчин, приходят окунуться, пройти своеобразную проверку на прочность, испытать нечто.
Что же привлекает людей в сделавшихся массовыми крещенских купаниях? Только ли возможность доказать самому себе, что не испугался, что можешь… Нужно отметить, что священнослужители вовсе не настаивают на погружении в иордань (прорубь). Достаточно прийти на праздничное богослужение в храм, вести размеренную жизнь христианина, иметь сокрушенное, готовое к покаянию сердце. Но нет, сами верующие, и не только верующие, что называется, рвутся на реку.
В палатках, где переодеваются храбрецы, можно услышать весьма незамысловатые суждения: «Это как-то само ко мне пришло», «Просто нравится», «На душе становится тепло», «Словно заново родился»… Всё это очень просто и ясно, потому что – правда. Другое дело, что правда не умещается в слова, что-то всегда остается за пределами вербального выражения. Самим окунувшимся вовсе и не обязательно подыскивать формулировки. Речь об особой, внутренней полноте. Отсюда и полнота мироощущения, глубокая, внутренняя убежденность в том, что всё в нашей жизни полно смысла, онтологическое восприятие реальности…
Вопросы о смысле, отношении к вере, миру, себе и окружающим так или иначе возникают у каждого. На них даются разнообразные ответы, как достаточно примитивные (например, «не мы такие, жизнь такая»), так и развернутые. Сравните, скажем, немногословную полноту крещенского чувства с мудреной терминологией философов. Для примера: «В своей «фундаментальной онтологии» немецкий философ Хайдеггер разрабатывал вопрос о Бытии, который задается из «здесь» человеческого присутствия в мире. А после так называемого поворота (Kehre) Хайдеггер встал на путь бытийно-исторического мышления, где преодолевается характерный для «Бытия и времени» экзистенциальный априоризм» (эти строки принадлежат историку философии и переводчику Александру Михайловскому).
Тем, кто прошел через крещенскую купель, пожалуй, не нужны такие сложные построения. Больше того: само Богоявление – это ответ, который как бы предшествует нашему вопросу, заданному из «здесь-бытия» (хайдеггеровский Dasein). Не зря в народе говорят, что небо на Богоявление открывается. Онтология становится предельно отчетливой, прозрачной и притом, радостной.
Николай Феч.
Фото Виктора Громова.