1913 год. Российская империя празднует 300-летие Дома Романовых. Улицы в городе Тирасполе еще носят исторические названия: Покровская, Дворянская, Садовая, Часовенная.…
На одной из них проживала многодетная еврейская семья, в которой 28 октября, в последний мирный год перед великими потрясениями, родился Ефим Юльевич Учитель, известный кинооператор и режиссер.
Революционный, драматический XX век, вместе с коренными переломами в мироустройстве и сознании народов, разразившийся двумя мировыми войнами, наряду с трагедиями принес миру и огромный скачок в научно-техническом развитии. Появился и стал популярным новый тип исторических источников – документальная съемка.
В отличие от игрового кино, в документальном мы можем наблюдать реально существующую обыденность, реально происходившие события и людей, никого не изображающих, кроме самих себя.
Именно работа в кинодокументалистике и прославила имя Ефима Учителя. Его творческий путь начался с комсомольской путевки в одно из ленинградских ФЗУ (фабрично-заводское училище), куда он вместе с другом Филиппом Печулом, родом из села Ташлык (впоследствии также ставшим кинооператором), был отправлен для получения рабочей профессии. Проработав некоторое время на заводе, Ефим Юльевич решил поступить в ЛИКИ (Ленинградский институт киноинженеров) на операторский факультет, который окончил в 1935 году. Стал работать сначала ассистентом оператора, а с 1937 года – оператором на Ленинградской студии кинохроники. Дебютной работой начинающего кинооператора стал снятый в том же 1937 году фильм «Праздник в тундре». Первый опыт военных съемок получил во время советско-финской войны 1939-1940 гг., где участвовал в создании полнометражного фильма «Линия Маннергейма». В 1941 году, с нападения нацистской Германии на СССР, началась Великая Отечественная война, а вместе с ней – кинолетопись, которую самоотверженно вели люди с киноаппаратами.
При политуправлениях фронтов были созданы группы кинооператоров, которых распределяли по отдельным наиболее важным участкам фронта. По просьбе кинокомитета в конце 1941 года начальник Главного политуправления РККА, армейский комиссар первого ранга Л. Мехлис издал приказ о порядке проведения фронтовых хроникальных съемок. Для улучшения работы фронтовых групп кинооператоров предлагалось обратить особое внимание на съемки непосредственно боевых наступательных операций всех родов войск, подвигов наиболее отличившихся в боях частей Красной Армии, ее бойцов, командиров и политработников. Обеспечить выразительную съемку действий пехоты, автоматчиков, минометчиков, танкистов, связистов, разведчиков, больше снимать захваченные трофеи и особое внимание обратить на фиксирование зверств немецко-фашистских оккупантов.
Отдельно следует отметить поистине героическую работу кинооператоров Ленинградской студии. Испытывая невероятные лишения, они ни на один день не прекращали своей работы. Среди них был и Ефим Учитель. Тогда же и родилась документальная кинокартина «Ленинград в борьбе», в которой были отображены все значительные события жизни города с первых дней войны до того момента, когда была проложена в невероятно трудных условиях зимы 1942 года трасса через Ладожское озеро, соединившая осажденный город с Большой Землей. Фильм вышел на экраны 9 июля 1942 года и произвел потрясающее впечатление на советскую общественность. В 1943 году его создателям была присуждена Сталинская премия I степени. А после окончания войны кинолента была показана на Нюрнбергском судебном процессе в качестве одного из обвинительных документов.
Непокоренный Ленинград для Ефима Учителя стал знаковым, судьбоносным. Недаром в названиях целых восьми операторских и режиссерских работ есть упоминание о нем. К этому подталкивали постоянные раздумья о судьбе города, его истории, людях, воспоминания о войне. Ефим Юльевич говорил: «…работа над документальным фильмом близка журналистской. И рождение замысла фильма часто похоже на рождение журналистского замысла. Важен первый толчок. Иногда его дает какое-то жизненное наблюдение. Иногда прочитанная в газете заметка, услышанное по радио сообщение. Иногда это журнальная статья, очерк, рассказ очевидца». Всего же в копилке Е. Учителя более 50 документальных фильмов, на основе которых можно судить о жизни советской страны за почти полвека. Среди них: «Эстонская земля», «День войны», «Парад Победы», «Путь к морю», «Русский характер», «Подвиг», «Встреча с Ленинградом», «Доброе утро, люди» и другие.
Ефим Учитель был удостоен звания «Народный артист СССР», а также наград – медали «За оборону Ленинграда», орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени и многих других. Он лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В 1988 году Ефима Юльевича Учителя не стало. Он был захоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда. Надпись на его мемориальном камне гласит: «Ars longa, vita brevis» (Искусство вечно, жизнь коротка).
Сохранить память о наших знаменитых земляках помогают различные культурные мероприятия, как, например, прошедший в 2013 году фестиваль «Дни российского кино». Тирасполь тогда посетил сын Ефима Учителя – Алексей Учитель, который также посвятил профессиональную жизнь миру кинематографа.
Елена ПЕРСТНЕВА, научный сотрудник МУ «Тираспольский объединенный музей».
Фото: www.jewmil.com