Изучение символов – достаточно трудоемкий процесс, требующий знания целого ряда исторических пластов. Порой весьма непросто установить отправную точку в генеалогии того или иного изображения, знака. И даже когда речь идет о государственной символике (есть соответствующие приказы, распоряжения), следует учитывать тот факт, что сами графические элементы могут восходить к временам более отдаленным. И всё же, есть символы, предполагающие устойчивую ассоциативную связь. К таковым относится и наша георгиевская ленточка.
Изначально лента являлась элементом ордена Святого Георгия, учрежденного российской императрицей Екатериной Второй 26 ноября 1769 года. Было это во времена очередной русско-турецкой войны. Учрежден орден «для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской Империи, проявленных в мужественных поступках». Высокую награду вручали русским офицерам за заслуги на поле боя и выслугу в воинских чинах. Уже в начале ХIХ столетия, в 1807 году, был учрежден Георгиевский крест – высшая награда для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и храбрость, проявленные в борьбе с неприятелем.
Таким образом, год 1769-й официально считается исходной точкой в истории георгиевской ленты. Само название отсылает нас к имени Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых православных святых, защитника угнетенных, покровителя воинов-миротворцев. Вот почему символ предполагает совершенно особое отношение к ратному делу. В более широком смысле – это борьба со злом как таковым, в первую очередь – внутри себя. Не зря православных подвижников, монахов именуют «воинами Христовыми».
Во времена Российской Империи георгиевская лента иногда использовалась как аналог ордена Святого Георгия. Таким образом, достаточно быстро за ней закрепилось самостоятельное значение. Символ стал пониматься как свидетельство исключительных заслуг в деле защиты Родины.
И ошибается тот, кто думает, что лента достаточно поздно приобрела общественное значение – в годы Великой Отечественной войны или же еще позже, чуть ли не в постсоветский период. Ассоциативная связь возникла значительно раньше. Но мы вправе говорить о новом этапе в истории георгиевской ленты. Таковой действительно связан с Великой Отечественной, когда была введена гвардейская орденская (медальная) лента, широко использовавшаяся в наградной системе. Двухцветная лента прилагалась к медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», ордену Славы трех степеней, была воспроизведена на медали «За взятие Берлина», юбилейных медалях.
Что касается Георгиевского креста, принято считать, что его наиболее очевидным преемником стал орден Славы, учрежденный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г. Согласно статуту, орденом награждали военнослужащих рядового состава, сержантов и старшин Красной Армии, а в авиации – и лиц, имеющих звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
За отличие в боях Великой Отечественной войны, подвиги в других военных конфликтах было вручено около миллиона орденов Славы III степени, более 46 тысяч – II степени и 2678 – I степени. По уточненным данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2656 человек.
Приднестровская земля подарила миру троих полных кавалеров ордена Славы. Это уроженец с. Шипки Григорий Никитович Дарьев, слободзеец Петр Иванович Емельянов и родившийся в Карагаше Антон Григорьевич Чичик.
К ордену Славы, словно бы по наследству от Георгиевского креста, перешло и солдатское уважение к награде. Фронтовики прекрасно понимали, за что их товарищи удостаивались такой чести.
В послевоенные годы георгиевскую ленту можно было видеть на орденах ветеранов, ее изображали на поздравительных открытках, обложках книг.
В постсоветский период отношение к символам Победы в некоторых странах было пересмотрено. Предпринимались попытки фальсифицировать историю, уравнять фашистских оккупантов и тех, кто самоотверженно боролся с ними.
В Приднестровской Молдавской Республике, столкнувшейся с рецидивами человеконенавистнической идеологии в конце восьмидесятых – начале девяностых годов минувшего века, отношение к теме Великий Отечественной войны остается неизменным. Очернение подвига воинов-освободителей и, соответственно, реабилитация фашистских преступников, осужденных Нюрнбергским трибуналом, никогда не найдут сочувствия на нашей земле.
«В Приднестровье с трепетом и гордостью чтят великий подвиг советских воинов, разгромивших нацистскую Германию в кровопролитной войне и тем самым подаривших мирное будущее новым поколениям не только Советского Союза, Европы, но и, без преувеличения, всего мира», – подчеркивает Президент Вадим Красносельский.
Глава государства с горечью констатирует: последователи нацистских идей позволяют себе срывать георгиевские ленты, предпринимаются кощунственные попытки оскорбить ветеранов, запятнать подвиг советского солдата и всего советского народа. Прославлять нацизм и фашизм – преступление перед человечеством», – убежден Президент.
Председатель Верховного Совета Александр Коршунов, в свою очередь, дал понять: запрещать георгиевскую ленту – значит переписывать историю, сознательно перечеркивать подвиг, совершенный освободителями. В Приднестровье никогда не пойдут по этому пути.
Да, символы могут объединять, но могут и служить камнем преткновения. Вот почему их выбор должен осуществляться максимально осознанно, с предельной ответственностью перед памятью павших и судьбой грядущих поколений.
Михаил Фернет.