Среди уроженцев Приднестровья есть несколько личностей поистине мирового масштаба. 20 ноября 2024 года просвещённое человечество отметило 195 лет со дня рождения Антона Рубинштейна. Выдающийся русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог родился 16 ноября 1829 года в селе Выхватинцы, которое тогда входило в Подольскую губернию Российской Империи, а сегодня – в Рыбницкий район.
Выходец из зажиточной еврейской семьи, принявшей православие, Рубинштейн, подобно Моцарту, был музыкальным вундеркиндом: мальчику едва исполнилось 10 лет, когда он впервые участвовал в благотворительном концерте, на котором присутствовали лучшие ценители музыки тогдашней Москвы. Вскоре юный Антон поедет в Париж, где подружится с Шопеном и Листом. По совету великих композиторов мальчик отправится в турне по Европе. Виртуозно играя на фортепиано, он объездит с концертами Германию, Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, Австрию и другие страны, с успехом выступая перед самой искушённой публикой. Ему было 17 лет, когда отец разорился и умер, а юный гений впервые узнал настоящую нужду.
К счастью, Рубинштейн сумел выстоять и победить. В 1849 году он возвращается из Европы в Россию, где развернёт кипучую деятельность. Достаточно сказать, что во многом благодаря ему появилось отечественное профессиональное музыкальное образование. При покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году А.Г. Рубинштейн создаст Русское музыкальное общество, на основе которого через три года в Санкт-Петербурге откроется первая российская консерватория. Рубинштейн стал её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам инструментовки (среди его учеников – П.И. Чайковский). 4 года спустя основателем и первым директором уже московской консерватории стал Николай Рубинштейн – пианист-виртуоз, дирижёр, младший брат Антона Рубинштейна. Эта семья была исключительно музыкально одарённой.
Как пианист А.Г. Рубинштейн почти не имел себе равных среди современников, даже великих. «Техника Рубинштейна колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи – гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов», – отмечал немецкий музыковед Хуго Риман. «Его власть над роялем – это нечто невообразимое; он переносит вас в другой мир; всё механическое в инструменте забыто. Я всё ещё нахожусь под влиянием всеобъемлющей гармонии, сверкающих пассажей и грома сонаты Бетховена, которую Рубинштейн исполнил для нас с невообразимым мастерством», – вспоминал бельгийский композитор Анри Вьётан.
Слава нашего земляка гремела и за океаном, в Америке, где он бывал с гастролями. Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах – Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже, Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), – сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно, для учащихся и педагогов. «Денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу разных учащихся, которым А.Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал», – писал критик А.В. Оссовский.
Всего 65 лет земной жизни было отмерено ему – но зато какой жизни! «Чего только не сможет сделать человек, если захочет… он должен суметь невозможное сделать возможным! Я выбираю это своим девизом», – слова титана, которые не разошлись с его делами. Трудно понять, как он успевал ещё и сочинять музыку – массу произведений во всех жанрах, от оперы до романса. Недавно в столичном Дворце Республики прошёл концерт к юбилею нашего великого земляка. Прозвучали «Соната для виолончели и фортепиано» в исполнении Ю. Лисинковой и М. Лавриненко, «Ноктюрн» (Б. Ясинская), «Тореадор и андалузка» (Т. Мандажи), «Песня девушек из оперы «Демон» (соло на саксофоне Е. Фадийчук), «Мелодия» (вокальный ансамбль Г. Деде), «Горные вершины» (М. Тумба и К. Челядник) и другие произведения Рубинштейна. Великие и бессмертные.
Олег Ларин.
Фото: https://cdn.culture.ru/