17.8 C
Тирасполь
Вторник, 17 сентября, 2024

Популярное за неделю

Hаучить, воспитать, увлечь

Об этом говорили на образовательном форуме в Санкт-Петербурге. В дни...

И лет минувших не считая, к студентам снова ты идёшь…

Это строчки из стихотворения Николая Пузова – кандидата филологических...

К взаимодействию государства и церкви

В Доме официальных приёмов прошла встреча Президента Вадима Красносельского...

Внимание каждому гражданину

Руководителей представительного и исполнительного органов власти Каменского района принял...

Три Спаса августа

В советские времена, за исключением короткого периода накануне распада СССР, никакие религиозные праздники, мягко говоря, не поощрялись. И всё-таки их продолжали потихоньку отмечать, если не в городах, то в сельской местности. Для людей верующих (ведь и тогда имелись такие) они значили нечто большее, для остальных – соприкосновение с живой народной культурой, с «живописной» фольклорной стихией, которая, в том числе, помогает самоидентификации народа, укрепляет его патриотическое сознание. В принципе, это справедливо и для сегодняшних дней. Разве что верующим людям больше не нужно, как когда-то, скрывать свои убеждения. Религиозные праздники, включая три Спаса августа, снова возвращаются в народ – не только сельский, но и городской.

Первый Спас, называемый в народе Медовым, или Маковым, православные христиане отметили 14 августа. В этот день церковь празднует Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове происхождение праздника объясняется так: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней… С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы (28 августа) предлагали его потом народу для поклонения». В храмах на Медовый Спас совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, пряников и прочей выпечки с маком и мёдом. Любопытно, что день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев народное славянское ухо услышало как «маковей», ошибочно связав его с созреванием мака.

Второй, или Яблочный, Спас мы отметим совсем скоро – 19 августа. В православной церкви это Преображение Господне, один из двунадесятых великих праздников.

Согласно Евангелию, Иисус Христос в этот день преобразился на горе Фавор перед своими учениками. В народе же Яблочный Спас знаменует переход от лета к осени, преображение природы, когда в церквах освящали плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Только после этого позволялось есть яблоки и другие только что созревшие плодовые дары августа. У южных и западных славян, живших в более тёплом климате, героем этого дня был виноград, сбор которого как раз начинался. Вполне понятно, если учесть, что многие болгары, например, были убеждены: злополучное древо познания добра и зла в Эдемском саду являлось не яблоней, а виноградником.

Третий Спас, отмечаемый 29 августа, получил в народе название Ореховый. По преданию, тысячелетия назад в этот день нерукотворный образ Спасителя (Спас Нерукотворный) был перенесён из Эдессы в Константинополь (оба города располагались на территории нынешней Турции). Так, чудесным образом появилась первая в истории икона. В этот день крестьяне начинали выпекать хлеб из нового урожая и собирать орехи. Причём речь идёт об орехах лесных, растущих на низкорослых деревьях лещины. В культуре такой орех называется фундук, у нас его тоже выращивают, но мало. А самый типичный для Приднестровья грецкий орех созревает чуть позже, в сентябре.

«В такие праздники создаётся особенная атмосфера – радостная, одухотворённая и человечная. Церковь как бы «выходит на улицу», и особенно чувствуется, что она не против природы, а тем более человека, она не отвергает, а объединяет, синтезирует в едином стремлении к духовному совершенствованию», – говорит настоятель церкви святой мученицы Татианы отец Сергий. Построенная при Приднестровском госуниверситете, эта маленькая церковь на Первый Спас в этом году собрала десятки верующих, взрослых и детей. У самого отца Сергия с матушкой Дарьей своих уже шестеро. Конечно, в наши дни (да и всегда) быть многодетными родителями непросто, а ведь сколько ответственности помимо того возложено на священника! Но когда помогает Бог (который есть Любовь) – все трудности преодолимы.


Леон Полевой.

Фото Виктора Громова.

Новые статьи

Как много значит – накормить!

Если школьные годы имеют огромное значение в жизни каждого...

Разрешить все спорные и острые моменты

На рабочем совещании в минэкономразвития речь шла о внедрении...

Референдум. Историко-политический срез

В этот день восемнадцать лет назад, 17 сентября, прошёл...

Сельский глава – всему голова

Незавертайловка… Это село привольно раскинулось на плодородных землях Слободзейского...

Борьба за внимание ученика. Почему на уроках нельзя пользоваться телефонами

На что раньше дети отвлекались во время уроков? На...

Архив