1.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Вера в прогресс

Простой вопрос: «Верите ли вы в прогресс?». Если вы ответили «да» или «нет», то лишь подтвердили, что принимаете правила игры. Продолжаем беседовать. Но вопрос-то был с подвохом. Ключевое слово – «вера». В сущности, в прогресс верить нельзя. Его влияние должно быть очевидным, довлеющим, и именно этим прогресс отличается от объекта религиозной веры. Иными словами, в «вере» не было бы нужды, будь прогресс чем-то не вызывающим сомнений. Но это, как мы понимаем, не так.


Разберемся: что мы понимаем под «прогрессом»? Если речь идет только о технических новшествах, всяческих айфонах и айпадах, то да, тут никаких проблем нет. Раньше всего этого не было. Но можно ли воспринимать прогресс технический вне связи с улучшением нравственного облика человека? Скажем, назовете ли вы «прогрессивной» вторую мировую войну по сравнению с первой только потому, что в ней применялась более совершенная техника? Ответ очевиден. Прогресс предполагает комплексный подход, улучшение всестороннее либо, по крайней мере, развитие, совершенствование отдельных сфер не в ущерб другим.

Беда в том, что именно этого не происходит. Появление каких-то возможностей неизбежно сопровождается новыми рисками. Это касается не только современных видов вооружения, но и достижений в области генной инженерии, того же Интернета. С помощью последнего гораздо удобнее распространять некоторые человеконенавистнические идеи, влиять на умы подрастающего поколения. Таким образом, всегда или почти всегда возле слова «прогресс» рядом с «плюсом» мы должны будем поставить и «минус». Те же смартфоны позволяют детям общаться, организовывать свой досуг (играть в компьютерные игры), находить нужные сведения по школьной программе, но они же становятся причиной «клипового мышления», поверхностного восприятия информации, нелюбви к чтению, неспособности воспринимать большие тексты…

В письме Василию Розанову философ Константин Леонтьев отмечал (1891 г.): «Мирные изобретения (телефоны, железные дороги) в тысячу раз вреднее изобретений боевой техники. Последние убивают много отдельных людей, первые убивают шаг за шагом всю живую органическую жизнь на земле. Поэзию, религию, обособление государства и быта…».

В самом деле, не ведет ли «прогресс» к коренному видоизменению жизни на планете Земля? Процесс этот, как минимум, вызывает небезосновательные опасения. И, скажите, почему при этом нам хочется «верить в прогресс», надеяться на него (то есть на себя, на коллективный разум человечества), скажем прямо, едва ли не в большей степени, чем на Бога?

Почему, повторю, мы так верим в себя, учитывая, что каждый раз на новом историческом витке человечество обнаруживает: а) собственный звериный оскал и б) бессилие перед общими вызовами и угрозами. В данном контексте вспоминается капсула времени, заложенная в трибуну на Тираспольской площади в 1967 году, в которой содержалось послание потомкам. Представляя себе далекий, как тогда казалось, XXI век, советские люди были уверены, что общество совершит революционный скачок в развитии. Читаем: «Вы, наверное, уничтожили всех болезнетворных микробов и вирусов, известных на Земле, а теперь живете долго, не старея и не болея». Согласитесь, всё это сегодня звучит в высшей степени наивно, особенно в контексте пандемии коронавируса.

Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «…Неправда, что на земле человечество постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфом; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земли. В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет».
Итак, положа руку на сердце: наша вера в прогресс не более обоснованна, чем вера в инопланетян, лох-несское чудовище или снежного человека. И это именно вера, точнее – суррогат религиозной веры. Ибо, как известно, свято место пусто не бывает. Вот почему, мне кажется, вера в прогресс несвойственна людям воцерковленным, не оторванным от традиционных форм духовности.


Михаил Фернет.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив