Домой Общество Воспоминания о «солнечной Молдавии»

Воспоминания о «солнечной Молдавии»

0

Восемьдесят три года назад, 2 августа 1940 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон об образовании Молдавской ССР. В составе Страны Советов появилась еще одна братская республика.


Немногим раньше, 28 июня 1940 г., Бессарабия была освобождена от оккупационных войск Румынии. Советское правительство никогда не признавало аннексию междуречья Днестра и Прута, и потому возвращение Бессарабии воспринимало как акт исторической справедливости (никогда прежде эта территория не была «румынской»!).

Однако для жителей левобережья Днестра создание МССР, как оказалось, не было однозначно «позитивным» событием. Приднестровцы, по факту, теряли собственную государственность, Молдавскую Автономную ССР. В свою очередь, акт сталинского руководства позволил позднейшим идеологам «суверенной Молдовы» безапелляционно заявлять претензии на эту землю (особенно после принятия парламентом Молдовы в июне 1990 г. Заключения по пакту Молотова-Риббентропа, которое объявляло Бессарабию и Северную Буковину «оккупированными румынскими территориями», а создание 2 августа 1940 г. МССР – незаконным актом).

В современной «прорумынской» историографии создание МССР однозначно рисуется в мрачных тонах. На деле же, если кто и потерял в той ситуации (королевская Румыния подвергала Бессарабию нещадному ограблению, во всей области не было ни одного высшего учебного заведения), то это приднестровцы. Дело в том, что, по меркам тогдашней идеологии, «правобережье» было менее подготовленным, менее «сознательным», и потому условия жизни новоявленных советских граждан в Бессарабии априори должны были быть лучше. Общеизвестен факт, что производственная норма для колхозов на правом берегу была меньше.

Мало того, фактически весь цвет науки, образования и культуры МАССР в принудительном порядке перекочевал за Днестр. На базе тираспольских пединститута, театра и других учреждений создаются педагогические, научные и творческие коллективы МССР. Очень показательна в этом плане судьба крупного советского историка Якима Гросула, нашего земляка, преподававшего сначала в Молдавском пединституте (Тирасполь, Бугуруслан), а затем ставшего заведующим кафедрой истории СССР Кишиневского университета (1946-1959 гг.).

В фундаментальной «Истории ПМР» (т. 2, ч.1) есть целый параграф, посвященный «ликвидации первой республики в Приднестровье».

Объединение двух абсолютно разных административных единиц (части Бессарабии и части МАССР) в единое государство имело цель привести Бессарабию к советским стандартам в максимально короткий срок за счет Приднестровья, отмечают историки. Контраст между соединенными частями был поразителен. Приднестровье за межвоенный период прошло основные этапы индустриализации, коллективизации и культурной революции со всеми их достижениями и недостатками. Здесь существовали достаточно развитые промышленность и сельское хозяйство, транспортная система, наука и культура. Бессарабия же представляла собой колониальную окраину. Почти полностью отсутствовала промышленность, а сельское хозяйство носило натуральный или феодальный характер. Крестьяне в основном были безземельными и работали на румынских землевладельцев. Подавляющее большинство населения не знало грамоты, практически не пользовалось медицинским обслуживанием.

Для сегодняшнего руководства Молдовы «советский фактор» проявляется исключительно в массовых депортациях, «отрыве от матери-Румынии», нарушении традиционного уклада, антиклерикальной политике большевиков. В рамках этой идеологии, начиная с конца 80-х прошлого века, осуществлялся стремительный дрейф Молдовы в сторону Румынии. Это в значительной степени и привело к разрыву с Приднестровьем.

По факту же, в послевоенные годы, в составе семьи советских республик, происходит стремительное развитие Бессарабии, превращение её в процветающую республику.
Относительно высокий (по тем меркам) уровень жизни в МССР, изобильная южная природа, прекрасная, дружелюбная атмосфера привлекают сюда тысячи специалистов со всего Союза. Стремительно развиваются передовые отрасли народного хозяйства. Широко разворачивается строительство (большая часть жилого сектора появилась в то время). Активно действуют Академия наук, киностудия «Молдова-фильм», в республике основывают сразу несколько издательств («Лумина», «Штиинца», «Литература артистикэ»). Появляется плеяда видных писателей, музыкантов, артистов…

Весомый вклад в процесс создания молдавской культуры советского периода внесли и приднестровцы (достаточно вспомнить имена выдающегося графика Ильи Богдеско, композитора Евгения Доги). Еще большим был вклад в промышленность – львиная доля промышленного потенциала находилась здесь, на левом берегу и в Бендерах.
Пожалуй, не будет большим преувеличением, если сказать, что архитекторами «солнечной Молдавии», гостеприимного, сказочного края (каким он воспринимался!) во многом явились именно приднестровцы. Традиционный, веками формировавшийся интернационализм, умение жить в согласии с соседом (от чего зависела и сама жизнь), радушие, многоязычие – всё это изначально было присуще нашим соотечественникам. Что касается более осязаемых факторов, а именно:

промышленной базы, научной, образовательной, об их создании говорилось выше.
До сих пор волнуют зрителя иллюстрированные издания, выходившие в Молдавской ССР. Перед тобой улыбающиеся, открытые люди. Захватывающие пейзажи, цветущие долины и холмы, народные умельцы, сбор урожая, крестьянские свадьбы, памятники советским воинам-освободителям…

Остается лишь гадать, как могло случиться, что именно в этой стране произошел всплеск национализма, результатом чего явились кровопролитие, братоубийственная война, развязанная руководством Молдовы против Приднестровья. Тогда как немногим раньше в печатной продукции запросто можно было встретить такие заголовки: «Светлый праздник на земле Молдавии», «В единой братской семье советских народов».

Воспоминания о «солнечной», как ни странно, до сих пор живы. Порой они настолько «чудесны», неправдоподобны (учитывая процессы, которые происходят на территории постсоветского пространства), что молодые люди вправе задаться вопросом: «Не миф ли это?». И правда, недоумевают иные: «А существовал ли «золотой век»?».

Тем не менее, в качестве ли исторической правды, непостижимой веры в человечество, а то и фантомных воспоминаний, преувеличенной временем ностальгии, «воспоминания о солнечной» дают всходы, волнуют умы. Их не выкорчевать просто так.

Прошли десятилетия. Руководство Молдовы не устает переписывать собственную историю, неукоснительно отдаляться от тех народов и стран, с которыми исторически связана эта земля. А в памяти людей, случайно встретившихся где-нибудь на московских стройках, всё равно всплывает аист с виноградной гроздью. Как символ…


Михаил Фернет.

Exit mobile version