Домой Общество Вехи борьбы

Вехи борьбы

0

1 декабря 1991 года приднестровцы выбрали первого Президента ПМР. В этот же день состоялся референдум о независимости («за» независимость республики проголосовали 97,7% граждан). Таков был путь развития приднестровской государственности, путь исключительно мирный, созидательный, демократический.


Принципиально иными правилами в отношении народа Приднестровья руководствовалась (да и руководствуется) Республика Молдова. 2 ноября 1990 года было совершено первое вооруженное нападение со стороны силовиков РМ на безоружных жителей Дубоссар; 25 сентября 1991 года – второе; и 13 декабря 1991-го, спустя всего двенадцать дней после демократических выборов и референдума о независимости, – третье.

Уже с 6 декабря 1991 года началось сосредоточение волонтеров и подразделений ОПОН в районе моста у плотины Дубоссарской ГЭС и моста на Полтавской трассе. 13 декабря опоновцы предприняли очередную попытку захвата города. В 6 часов утра, переодетые в форму гвардейцев, они напали на пост приднестровцев, выставленный на Дубоссарском мосту, и на пост ГАИ при выезде из села Лунга.

Бой длился около часа. Действия оборонявшихся на первых порах были малоэффективными. «Не все приднестровцы в этот день решились применить оружие, не каждый мог отважиться выдернуть чеку и бросить гранату даже в явного противника. Всё это выглядело дикостью, варварством. Это же люди!» – так описывают эти события их участники.

Можно предположить, что намерение «стрелять в сепаратистов» не было всеобщим и в рядах опоновцев. Во всяком случае, проникнуть в Дубоссары нападавшим так и не удалось.

Со стороны приднестровцев 16 человек получили ранения, 24 были захвачены в плен (из Кишиневского СИЗО многие вернулись калеками), трое погибли – заместитель командира рыбницкого отряда республиканской гвардии Владимир Щербатый, боец отряда Александр Патергин, инспектор дорожно-патрульной службы госавтоинспекции Дубоссар, уроженец села Михайловка Рыбницкого района Юрий Цуркан, скончавшийся в больнице от смертельного ранения.

Несмотря на отсутствие между гражданами Приднестровья и Молдовы вражды на национальной либо иной почве (что, кстати, неоднократно подчеркивал первый Президент ПМР Игорь Смирнов), становилось всё более очевидно, что руководство РМ будет нагнетать напряженность вплоть до вооруженных провокаций и крупномасштабных силовых акций. Молодому Приднестровскому государству надлежало прилагать усилия для обеспечения собственной безопасности.

Важный момент: сплочение и самоорганизация приднестровцев осуществлялись не только и не столько путем создания тех или иных силовых структур, сколько вокруг общего духовного стержня, историко-культурных ценностей.

Так, 1 января 1992 года увидела свет газета «Гомiн», еженедельник на украинском языке. А 5 января состоялся учредительный круг Тираспольского казачьего округа Черноморского казачьего войска. В этом же месяце был проведен учредительный круг в Бендерах и Слободзее – по всей республике происходило возрождение и активизация казачества как жизнеспособной боевой силы.

8 января были приняты Законы «Об обороне ПМР», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе ПМР», «О Вооруженных Силах», «О статусе военнослужащих ПМР».

15 января принят Указ Президента ПМР «Об организации соединений и частей Вооруженных Сил ПМР».

Приднестровцы отчаянно пытались прорвать информационную блокаду вокруг ПМР, донести до международного сообщества правду о событиях на берегах Днестра, предотвратить новые вооруженные столкновения, гибель ни в чем не повинных людей.

1-12 февраля в Москве проходила встреча народных депутатов ПМР с руководством России. Увы, предотвратить назревавшую и разразившуюся в марте 1992 года трагедию не удалось.


Михаил ФЕРНЕТ.

Exit mobile version