Домой Твои люди, Приднестровье Незабытые имена Зову живых, оплакивая мёртвых

Зову живых, оплакивая мёртвых

0

Такая надпись была сделана на одном из колоколов на маленькой церквушке в глубинке России. Во все времена война была самым жестоким и бесчеловечным способом разрешения проблем. В её огне сгорали миллионы молодых, полных жизненных сил людей. И если раньше воевали между собой народы разных стран, культур  и вероисповедований, то после развала СССР сотни тысяч вчерашних братьев и соседей погибли в кровопролитных конфликтах.

Так случилось и в Приднестровье в девяносто втором году, когда на левобережье пришли агрессивно настроенные люди, попытавшиеся силой оружия навести «конституционный порядок». Сотни погибших при защите республики, из них 31 рыбничанин. В числе погибших и Сергей Владимирович Наинский, награждённый посмертно Орденом Мужества.

Сергей был старшим в многодетной семье Владимира и Гуталины Наинских. Там, где много детей, старшему всегда достаётся: и родителям помочь, и за братьями и сёстрами присмотреть, и себя не уронить: его всегда ставили в пример младшим – закон жизни.

А он рос дружелюбным, приветливым, общительным парнем, никогда не пройдёт мимо, чтобы не поздороваться: «Здравствуйте, Анатолий Иванович! Добрый день, тётя Варя! Как здоровье?».

После уроков Сергей часто ходил в школьный радиоузел – любил возиться с магнитофонами, радиоприёмниками и хорошо разбирался в этом. Было и такое: мама, занимаясь домашними делами, пела песни, а Сергей незаметно записывал их на магнитофон. Потом, через школьный радиоузел, транслировал эти песни на всю школу. Когда его спрашивали: «Откуда такие красивые песни?», он гордо отвечал: «Это моя мама поёт». Сергей обожал свою мать.

Экипаж БМП имени Наинского.

Дома возился с братьями, сёстрами и соседскими детьми. Благо, детишек на улице было много. Иногда ему приходилось разнимать поссорившихся из-за ерунды мальчишек: «Ну как не стыдно? А если враг на нас нападёт, вы также драться между собой будете? Хотя войны у нас не будет – с кем воевать? Нам нужен мир – столько дел переделать надо!». Кто тогда мог представить, что придёт время, когда брат пойдёт на брата с оружием в руках…

Родители Сергея работали на цементно-шиферном комбинате. Окончив школу и отслужив срочную службу, Сергей, по совету родителей, тоже пришёл на это же предприятие. Сменный мастер диву давался – как быстро он освоил трубную машину: «Тебе учиться надо. Я уйду на пенсию, а ты меня заменишь».

А у Сергея была другая мечта – стать военным. И он поступил в военное училище. После его окончания молодой офицер сначала приехал на службу в Рыбницкую воинскую часть, а затем служил в Группе советских войск в Германии и Польше. Союз распался, и Группу советских войск расформировали, а военнослужащих отправили – кого в Россию, а кого – в другие республики по месту жительства.

Вернулся в Рыбницу Сергей Наинский в тревожное время, в Молдове началась антироссийская истерия, в воздухе запахло порохом. В то время в Приднестровье формировалась республиканская гвардия, и там очень нужны были профессиональные военные кадры. Сергей Наинский долго не раздумывал и записался в гвардию. И тут пригодились знания, опыт, хладнокровие, трезвый расчёт молодого офицера. А в марте 1992 года начались военные действия…

Конечно, переживала жена Ольга, сыновья Виталий и Максим, его родители. Но он стал на защиту республики, своего дома и своей семьи. На боевых позициях под Дубоссарами Сергей проявил самоотверженность и мужество, не раз спасал боевых товарищей, выводил их по минному полю в безопасное место. Ему верили, и он никогда не подводил.

Сергей Наинский (слева)  в военном училище.

Сергей, как и другие защитники Приднестровья, периодически приезжал домой, в Рыбницу, – отмыться от пороха и пота, побыть с женой, детьми, навестить родителей. А в тот раз Сергей в кругу семьи отметил свой 34-й день рождения. На следующий день ему надо было уезжать на позиции. Мать никак не хотела отпускать сына – она плакала, словно предчувствуя беду: «Не хочу, чтобы ты уезжал, боюсь я за тебя…».

– Да что со мной станется? Я же заговоренный. От меня пули, как от деревянного, отскакивают. Не плачь, мама, я еду в последний раз. Война скоро закончится, и я вернусь в Рыбницу, – успокаивал Сергей, как мог, мать. И он уехал.

А через два дня по радио передали страшную новость: Сергей, а с ним члены экипажа боевой машины Юра Чёрный, Владимир Наумкин, Саша Ситников и Ваня Лебединский во время проведения боевой операции в районе Кочиеры – Коржево погибли. Это случилось 22 апреля 1992 года.

Похоронили Сергея на Аллее Славы городского кладбища.

Война продолжалась. Экипажу БМП, на которой принимал участие в боевых операциях техник-механик Сергей Наинский, было присвоено его имя. Сегодня имя Сергея Наинского носит и Ержовская школа, в фойе которой висит портрет.

Нам, живущим, осталось только помнить наших погибших героев, и делать всё возможное, чтобы подобное больше не повторилось. Ведь и Сергей мечтал о мире, который ему был нужен для добрых дел…

Дина РУДАЯ.

Exit mobile version